Швейцарский часпром: ударный финал

Декабрь продолжил череду месяцев, в течение которых экспорт швейцарских часов показывал уверенный рост. По сравнению с декабрем 2022 выручка производителей увеличилась на 5,5% до 2,14 млрд франков. Скользящая средняя за 12 месяцев, которую публикует часовая федерация Швейцарии постепенно снижается, но остается существенно выше нулевой отметки. Такая картина сохраняется уже много месяцев.

С точки зрения материалов и ценовых сегментов тоже ничего необычного не происходит. Хорошо у всех, а у некоторых еще хорошее. Сильная прибавка в сегменте «тяжелый люкс», часы с экспортной ценой от 3 000 франков (+7,3% в количестве и еще больше, +9,2% в стоимости). Самый дешевый сегмент месяц от месяца прыгает, видимо за счет активности Swatch Group с их MoonSwatch и Swatch+Blancpain, в этот раз выпрыгнул вверх: +7,3 в количестве и +12,8 в стоимости. Средние сегменты показали традиционное падение.

Общую прибавку в стоимости сгенерировали часы из драгметаллов и биметаллические часы. В общем, те, что подороже. Золото-сталь показали еще и неожиданный рывок в количестве, такое встречается нечасто. Остальные категории болтались около нуля.

Поскольку декабрь – последний месяц года, можно подвести и некоторые общие итоги. Суммарный экспорт часов в 2023м вырос на 7,2% в количестве и на 7,7% в стоимости. Основную прибавку сгенерировали механические часы: их было продано 6 285 тыс штук на сумму в 22 млрд франков (против 6 014 тыс и 20,6 млрд CHF в 2022 году). Количество кварца тоже выросло – 10,6 против 9,77 млн штук в 2022м, хотя на стоимости это сказалось не сильно. Средняя экспортная цена механики уверенно перевалила за 3500 франков (против 3 420 франков в 2022м).

До пиковых значений из нулевых очень далеко, тогда отрасль выпускала по 30 миллионов часов в год, но по сравнению с провальным 2020-м, когда на экспорт ушло всего 15,7 млн штук часов, прошедший год показал просто фантастический результат. Особенно по стоимости: доходы отрасли выросли более чем в полтора раза.