Марьяж: как развивается отрасль и за чей счет

Марьяж - это хорошо или плохо? В часовых кругах существуют разные мнения на этот счёт. Похоже, что теперь ответ на этот вопрос дал суд. С директором по производству ЧЧЗ «Молния» Александром Немтиным обсудили, чем хорош марьяж, чем плох и кому он может навредить? Как развивается данная отрасль и за чей счет?
 

Молния стала первой компанией, которая решила подать в суд на изготовителей марьяжа. И, пожалуй, первый случай среди российских часовых компаний, когда попробовала защищать свой товарный знак. Сегодня я хотел бы расспросить об аспектах этого иска и о том, чем он завершился. Но возможно не все знают, что такое марьяж. Давайте в начале расскажем, что это такое?

Немного терминологии: марьяж простыми словами – это изготовление наручных часов с использованием механизма карманных часов. Марьяжная отрасль существует давно. Никто в часовых кругах не воспринимает ее как нечто плохое, нарушающее чьи-то права и тем более как нечто противозаконное. Никто не задумывается, что эта деятельность может наносить вред.

В чем проблема? Чем марьяжисты кому-то мешают?

Любой марьяжист, изготавливая наручные часы из карманных, как правило, не ставит на циферблате свой товарный знак, а оставляет изображение или наименование бренда, которое на него нанес в свое время производитель механизма карманных часов. В нашем случае - это «Молния» или Molnija.

Если уйти в область патентного права, то марьяжная продукция является контрафактной продукцией.

Что такое контрафактный товар? Это любой товар, изготовленный с нарушением прав интеллектуальной собственности.

Хорошо, вы нашли в интернет компанию, или предпринимателя, который предлагал марьяжные часы с вашим брендом. То есть переделанные часы Молния. Чем это помешало заводу?

Вы знаете, что для нас послужило поводом заняться вопросом? На местном новостном сайте появилась статья о том, какие часы носит наша местная челябинская элита. В кадр попала рука с часами одного из ее представителей. Автор статьи утверждает, что этот человек поддерживает местного производителя, носит отечественные часы производства Челябинского часового завода «Молния». Но часы эти часовой завод никогда не производил. Такой модели наручных часов в принципе никогда не было в ассортименте. Это марьяжные часы.

Неужели такое бывает, что человек покупает марьяж, думая, что это оригинальные часы?

Не знаю, как так получается, но бывает и очень часто! Далеко не все разбираются марьяж это или подлинные часы, изготовленные на заводе. Бывали обращения на завод по поводу ремонта марьяжных часов. Потребитель ассоциирует марьяжные, далеко не всегда качественно изготовленные часы, с продукцией нашего завода. И тем самым, мы несем существенные репутационные риски.

И потому вы решили подать в суд на одного из производителей, изготовителей марьяжа? Похоже, что вы первые, кто обратились в суд за защитой своих прав. Расскажите, как проходил процесс?

Пришлось приложить множество усилий для установления реального человека, который стоит за страницей социальной сети по продаже марьяжных часов. Даже не столько за страницей, а именно сообществом. По факту сообществом могут управлять несколько лиц, или даже совсем иные лица.
Нам удалось установить ответственное лицо  через судебные запросы. Сегодня продажи активно ведутся в соц. сетях, а в них обычно не предъявляется особых требований к идентификации пользователя. Для нас процесс был долгим с массой нюансов, но нашим юристам удалось прийти к положительному решению.

Как вы думаете, почему марьяжисты переделывают корпуса, но оставляют циферблаты с товарным знаком другого производителя?

Реализуя продукцию с нанесенным на нее раскрученным товарным знаком, марьяжист получает определенные бонусы.

Первый бонус - марьяжист не тратится на раскрутку и продвижение своей продукции или своего товарного знака. Зачем, если бренд об этом уже позаботился и вложил большие деньги на раскрутку и продвижение – например «Молния» или «Слава», или «Восток». Это уже широко известные торговые марки не только в России, но и за ее пределами. Марьяжист подсаживается на поисковой трафик, который смог обеспечить бренд, так как в заголовки и во все описания на свою продукцию они включают наименование бренда.

Второй бонус - марьяжист получает прибыль и может увеличивать свои продажи, паразитируя на известности раскрученного бренда и его товарного знака. Здесь все просто, если убрать с циферблата марьяжных часов товарный знак той же «Молнии», то часы становятся абсолютным ноунеймом, а количество желающих приобрести данные часы значительно сократится.

Другая сторона вопроса, а что получает законный владелец бренда и товарного знака? Какие потери он несет от марьяжной продукции?

А какие потери он несет? За исходные часы завод когда-то уже получил деньги. В иске вы требовали возместить какие-то потери? Какие требования предъявляли?

Вопрос не столько в материальной составляющей, сколько в репутационных рисках. Нам было важно прекратить производство часов под нашим брендом на стороне.

Все понимают, что основной функцией товарного знака является отличительная функция. Она позволяет потребителю отождествлять маркированный товар с конкретным производителем, вызывает в нем определенные эмоции, дает четкое представление о качестве товара.

Каково качество марьяжных часов – большой вопрос. Есть хороший качественный марьяж, изготовленный знающими людьми, находящимися в часовой отрасли давно. Но многие марьяжисты начинают заниматься этой деятельностью, исходя из четко коммерческих целей, например, временного заработка. Сегодня марьяж – это модно и популярно, можно заработать на этом. Как правило, качество таких часов оставляет желать лучшего.

Например, мы делали контрольную закупку экземпляров марьяжных часов, переделанных из карманных, производства Челябинского часового завода «Молния». Можно невооруженным взглядом увидеть, что корпус часов – грубая шаблонная штамповка, скорее всего китайская. Циферблат карманных часов под корпус этот не совсем подходит, часть элементов циферблата скрыта корпусом, сам циферблат в корпусе установлен криво, имеет желтизну. Ремешок часов низкого качества, ребрится при сгибании. (видео с распаковкой часов – ранее предоставляли)

А итогом будет, что потребитель не получит качественных наручных часов и будет ассоциировать это «некачество» именно с Челябинским часовым заводом «Молния», а не с каким-нибудь Ивановым Иваном Ивановичем.

Что было заявлено в иске, какое решение вынес суд и на чем он основывался?

Иск был о признании незаконным использования товарного знака Челябинского часового завода «Молния» на наручных часах, произведенных в технике марьяж. Второе требование – запретить производить и предлагать к продаже и продавать часы марьяж под товарным знаком «Молния», Molnija и третье требование – взыскать компенсацию за нарушение прав на товарные знаки.
В целях предъявления требования по компенсации была произведена контрольная закупка двух часов. Благодаря чему нам удалось установить и факт некачественного товара от марьяжиста.  

Решением суда установлена незаконность использования марьяжистом товарных знаков «Молния» и Molnija на своих часах, и удовлетворено требование о взыскании компенсации за использование товарного знака. Но самое главное, суд принял решение запретить марьяжисту производить, предлагать к продаже и реализовывать часы, с товарным знаком «Молния»/Molnija.
 

В часовых кругах было много обсуждений, законна ли такая деятельность. Что именно суд признал нарушением?

Суд признал наручные часы, изготовленные ответчиком, самостоятельным товаром. А на товаре был логотип «Молния». Таким образом, марьяж в данном случае - выпуск нового товара под чужим товарным знаком.

Ещё раз, суть незаконности марьяжной деятельности не в самой переделке карманных часов в наручные, а в размещении на новых переделанных наручных часах чужих товарных знаков. Соответственно, и продавать часы с чужим товарным знаком запрещено, т.к. незаконно.

По факту, если марьяжист убирает первичный товарный знак производителя, нанесенный когда-то на циферблат карманных часов, и ставит на них свой товарный знак, то такие наручные часы можно продавать и ничьих прав данная деятельность нарушать не будет.

Марьяжист может разместить свой товарный знак и это вполне будет соответствовать закону.

Суд четко определяет, что наручные часы в стиле марьяж – это новый товар, вновь введенный в оборот. А не те же самые карманные часы, но с ремешком для запястья. Поэтому оставлять на них чужой товарный знак нельзя.

На большие деньги попали марьяжисты?

Нет, мы и не просили много денег. По сути, компенсация наших расходов на ведение дела, около 90 000 рублей. Но главное не это, главное - запрет на производство и продажу часов с нашим товарным знаком без нашего разрешения. Плюс мы отработали технологию работы с подобными исками, аргументацию. В следующий раз для нас все будет проще.

Возможно на будущее, серьезно занимающимся марьяжем производителям стоит подумать о способах справедливого урегулирования взаимоотношений с правообладателями товарного знака, с учетом взаимных интересов.

Хотелось бы, чтобы этот судебный прецедент по защите отечественного производителя, послужил уроком тем, кто вольно трактует российское патентное право.