Bulova: история первых

ывают события, которые заставляют пересмотреть взгляды на вроде бы давно знакомые вещи. Для меня одним из них стало знакомство с Карлом Росеном, хранителем музея Bulova. Разумеется, эту марку я знал давно. Но услышанный рассказ и историческая экспозиция, которую компания представила на своем стенде на BaselWorld-2019, заставила по-новому взглянуть на некоторые вещи. Что мы знаем о Bulova? Американская марка, 100 лет истории, придумала Accutron, сейчас принадлежит Citizen. Но это — далеко не все. Потому что Bulova относится к той категории компаний, чья судьба неразрывно связана с мировой историей, которые эту историю делают.

НАЧАЛО НАЧАЛ

В 1875 году 23-летний иммигрант из Чехии Джозеф Булова основал в Нью-Йорке ювелирный бизнес. Дальше все очень похоже на десятки и сотни других историй. В 1911-м компания занялась производством часов, в тот момент — настольных и карманных. Еще через год появилось швейцарское отделение в виде собственной фабрики по производству компонентов и сборке. Первый технологический прорыв компания совершила в 1923-м, когда обеспечила 100% стандартизацию деталей. Это позволило избавиться от подгонки компонентов и резко нарастить темпы сборки.

На одной из витрин в Базеле мое внимание привлекли часы — приз «Мисс Америка» с надписью на коробке «Настроено в обсерватории Bulova». Оказывается, в 1927-м Bulova решила вступить в битву за точность. И придумала ход, поразивший всех: на крыше одной из высоток на Пятой авеню устроила обсерваторию, по сигналам которой настраивала выпускаемые часы. Это дало огромный скачок продажам, ведь теперь покупатели были уверены, что их часы настроены по звездам.

Электричество, радио и другие новые технологии все сильнее входили в дома американцев, и Bulova входила вместе с ними. В 1928-м компания представила первые часы, совмещенные с радиоприемником, через год — автоматически заводящиеся часы для автомобилей, а в 1931-м электрические часы для офисов, магазинов и витрин. С тех пор логотип Bulova окружал человека везде.

АМЕРИКА ЖИВЕТ ПО BULOVA

В те же годы началась связь Bulova с миром электронных СМИ, которая позже окажется ключевой в судьбе марки. Все вы слышали «начало шестого сигнала соответствует …» и следующие за этим шесть «пиканий». В 1926 году американцы услышали сигналы точного времени в другом варианте. Вместо «биип» звучали буквы B-U-L-O-V-A, а следом слоган: «следите за временем с Bulova». Это была первая в США радиореклама.

Первая в мире реклама на телевидении тоже принадлежит Bulova. В 1941 году в перерыве трансляции бейсбольного матча зрители увидели на экране силуэт карты США, а поверх него часы и надпись «America runs on Bulova time» («Америка живет по времени Булова»). Эта фраза вполне соответствовала действительности: к тому моменту компания стала одним из самых известных производителей часов. Еще в 1931-м рекламный бюджет перевалил за миллион долларов, во время Великой депрессии это была очень значимая цифра.

ДЕНЬ BULOVA

Компания-первопроходец всегда максимально использовала каждую открывающуюся возможность. Например, вернемся в середину 20-х, время интенсивного развития авиации. Росли скорости и дальности, и в 1926-м сын Джозефа Булова, Арде, объявил награду в $1000 пилоту, который первым совершит беспосадочный перелет между континентами. Я знал, что та тысяча досталась Чарльзу Линдбергу. Но до разговора с Карлом Росеном не задумывался, что от этого получила Bulova. Уже на следующий день после перелета компания поставила в магазины 5000 часов Loan Eagle с изображениями Линдберга. Партия была распродана за три дня. Всего же за несколько лет Bulova продала около 50 000 таких памятных часов. Первые снимают сливки!

Компания всегда была на острие того, что сейчас принято называть «социальными проектами», и событий, к которым приковано внимание общества. Крупнейшие культурные мероприятия — это Bulova.

Спорт — это Bulova (которая, кстати, изобрела фототаймер). Научные открытия — тоже Bulova. В итоге связь бренда с американской историей стала настолько плотной, что в честь 125-летия компании мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани провозгласил 4 октября 2000 года Днем Bulova. Какая еще часовая компания может рассказать о себе подобное?

ПОЮЩИЕ ЧАСЫ

Самая важная глава истории Bulova началась в 1960 году, когда на свет появились часы Accutron. Или не совсем часы: отличия от механики были столь разительными, что в рекламе компания прямо противопоставляла новинку обычным механизмам.

Accutron — первые в истории наручные часы, в которых не было ни пружины, ни традиционного баланса. Электронная схема заставляла колебаться миниатюрную металлическую вилку-камертон, которая через храповое колесо приводила в движение стрелки.

Реклама подчеркивала выгоды Accutron. Их не нужно заводить, батарейка рассчитана на год. В них нет баланса и спирали, поэтому они не боятся тряски. Всего 12 движущихся частей означают более высокую надежность. Покупателей завораживали цифра точности +/- 2 секунды в день (маркетологи посчитали цифру: 99,9977%) и вилка с частотой 360 колебаний в секунду, которая едва слышно «пела».

Нужно ли говорить, что Accutron быстро превратились в символ точности и знамя компании? А также открыли для нее множество новых дверей. В 1962-м Accutron стали первыми наручными часами, сертифицированными для использования железнодорожниками, стали официальным подарком американских президентов, а в 1967-м — единственными часами на президентском «борту №1». Bulova стали выбором знаменитостей и политиков. В одной из витрин BaselWorld демонстрировались часы, принадлежавшие Элвису Пресли.

ПАРТНЕР NASA

Тем временем подошли 1960-е, время космической гонки, в которой между собой соревновались две супердержавы: СССР и США. Мы часто слышим от часовых марок их космические истории, но упускаем тот факт, что ракет без приборов времени не бывает. А кто мог занять место «главного часовщика» американской космической программы, если не производитель самых точных на тот момент часов?

Пока швейцарцы спали, таймеры на основе Accutron управляли полетами спутников. Они командовали аппаратурой Explorer VI, когда тот присылал первый снимок Земли из космоса. Стояли на борту Explorer VII, Explorer XI, коммуникационных и метеорологических аппаратов. В миссии «Джемини-3» использовались сразу два «аккутрона»: один — на руке у командира корабля Вирджила Грисса, второй, с 24-часовым счетчиком — на панели приборов.

Космос — тема, окруженная легендами, в том числе маркетинговыми. Особенно это касается лунной программы. Разговоры на тему «в чем американцы летали на Луну», да и летали ли вообще, не утихают даже сегодня, в год 50-летия первой экспедиции. В официальных документах Bulova подтверждает, что часами лунной миссии были Omega. Но, помимо Omega, первые люди на Луне, экипаж «Аполлона-11», привезли с собой и таймер на основе Accutron. Именно он управлял установленным там исследовательским оборудованием.

А в 2015 году на одном из аукционов были проданы часы, которые по легенде принадлежали Дэвиду Скотту, командиру «Апполона-15», и в качестве личных вещей побывали в той экспедиции. Официально «лунное» происхождение тех часов никто не подтверждал. Но за лот, в который вместе с хронографом входил снимок, где Скотт был запечатлен с часами на запястье, анонимный покупатель заплатил больше полутора миллионов долларов.

ИСТОРИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

В павильоне BaselWorld часов Скотта не было. Но были другие. Для тех, кто хотел бы иметь космические часы, но не успел к аукциону, Bulova выпустила Lunar Pilot Chronograph. Реплика внешне почти полностью копирует знаменитый хронограф, но несет в себе самую современную начинку: кварцевый механизм с частотой 262 кГц.

Подобные калибры под именем Precisionist появились в ассортименте марки в 2010-м. В них кристалл кварца имеет особую форму и в 8 раз более высокую частоту, что гарантирует высочайшую точность: 10 секунд в год против 15 секунд в месяц у традиционного кварца. Секундная стрелка совершает 16 движений в секунду. В результате она не прыгает, как в обычных часах, а почти плывет, за что ее назвали парящей. Внешность часов соответствует их сверхсовременному содержанию: многослойные корпуса и циферблаты удачно комбинируются с актуальными цветовыми решениями, разнообразием текстур и контрастных элементов. Современный характер подчеркивается и выбором материалов: нержавеющая сталь, углеродное волокно, сапфировые и упрочненные минеральные стекла.
Precisionist — подтверждение того, что компания не собирается останавливаться и оставлять лавры первого. Эти калибры — отличительная черта и настоящее знамя Bulova. Механизмы из этого семейства стали основой для многих знаковых моделей. Например, созданной в сотрудничестве со знаменитым музыкальным брендом Grammy Awards. Эти часы напоминают, что с энергией музыки все на свете становится лучше. Их отличает разноуровневый циферблат, изогнутое сапфировое стекло, прочный браслет с двойной застежкой и водонепроницаемость 300 метров. На циферблате и задней крышке расположен логотип Grammy.

Grammy — лишь одно из множества громких мероприятий, партнерами которых выступала Bulova. Еще с 1927-го она стала спонсором «Мисс Америка». Часы, созданные для победительницы, были представлены в Базеле рядом с современными женскими моделями, коллекцией Rubaiyat. Впервые эта серия была выпущена в 1917 году и переиздана ровно 100 лет спустя, в 2017-м. Часы сохранили свое поэтическое имя и чувственный дизайн. Задняя крышка украшена образом богини времени, а заводная головка — вставкой из редкой синей шпинели, как это было в 1917 году.

Я рассказал про удачный ход с Accutron, который безошибочно выделял новинку среди других часов. Сегодня такое же сочетание уникальных характеристик и визуальной идентичности предлагает модель Curv. Это настоящее инженерное чудо: здесь по форме запястья изогнуты не только корпус и стекло, но и сам механизм. Такая конструкция сложна в реализации, зато дает непревзойденную эргономику. А заодно — мгновенную узнаваемость и повод поговорить. Тем более, что поговорить есть о чем, ведь внутри работает еще один калибр с технологией Precisionist.

Быть первыми, создавать вещи и события, о которых будут говорить, — своему кредо Bulova остается верна и сегодня.