Moscow Watch Expo-2023. Адаптация завершена?

Мы как организаторы Moscow Watch Expo еще весной понимали, что выставка будет успешной (если не случится очередных форс-мажоров). Перемены колоссальны, а в такой ситуации необходимо общение. Но когда в пятницу перед выставкой мы завершили регистрацию и сняли результаты, испугались. Потому что прирост в 30% по отношению к лучшим годам - это не шутка. Это позитив, но еще и очень серьезная нагрузка на площадку.

Непонятно, кто в прошлом октябре мог надеяться на возобновление поставок, но видимо, такие люди были. Сейчас иллюзии кончились, да и запасы товара на исходе, даже по завышенным ценам. Владельцы магазинов дружно ринулись искать замену прежним брендам, а выставка всегда была лучшим местом для контактов. Тем более, что дистрибьюторы предлагают очень интересные замены.

Старые новые бренды

Разумеется, за год создать бренды, по известности равные Tissot, а по престижу – Rolex, невозможно в принципе. Но и рынок в России, и товары в той же Швейцарии, за два года сильно изменились. Даже если бы сейчас все ушедшие бренды вернулись, не факт, что магазины смогли бы их успешно продавать. В своем выступлении я приводил цифры часовой федерации Швейцарии: с допандемийного 2019-го по 2023 год средняя экспортная цена швейцарских часов выросла на треть. Во франках. Если добавить рост курса франка по отношению к доллару, получим подорожание больше чем в полтора раза. А умножать на изменение курса рубля отчего-то не хочется…

Себестоимость растет у всех товаров по всему миру. Разумеется, те же швейцарские компании стараются спрятать ее частично за счет перехода на выпуск всевозможных «лимиток», тираж которых иногда превосходит тираж регулярных моделей, частично – за счет мелких манипуляций с качеством товара. Чуть попроще корпус, подешевле стрелки, ремешок, коробка вместо кожи из модного экокартона…  Подобные хитрости не бросаются в глаза покупателю, но хорошо видны нам при макросъемке. В итоге швейцарские часы с розничной ценой до 2000 долларов начинают уступать брендам из других стран. Качество «прославленных» брендов заметно снижается. Какое-то время бренд может ехать на прежнем имидже и рекламе, но долго это продолжаться не может.

Акцент на лимитки позволяет выровнять экономику производителю, но мало что дает независимым магазинам: как правило, такие модели продаются либо через собственные бутики, либо через сайт бренда. А на долю розницы остается «представительская функция».

Кажется, сегодня все поняли, что если хочешь сохранить бизнес, нужно не ждать, а действовать.

+650%

О том, как проходит перестройка рынка, можно было послушать на круглом столе «Поставки и ценообразование в новых условиях». Увы, ни трансляции, и даже записи не предполагалось. В этом отношении выставка Moscow Watch Expo-2023 развернулась на 180 градусов от «пандемийных» лет. Если в 2020-2021 годах мы прикладывали усилия к тому, чтобы отзеркалить все мероприятия в сеть, в этот раз заранее объявили, что на многих сессиях деловой программы не будет не то что трансляции, а запрещена даже запись. Слишком чувствительными являются некоторые темы, и участники изначально поставили условие: «без протокола».

ProTime Rus заявляет, что за счет переключения на более доступные бренды выручка компании не пострадала. «Были трудности, подорожала доставка, но выручка не снизилась» - говорят в LPI Rus и «Фортуна-Тайм». Говорят, едва сдерживая довольную улыбку. Андрей Городков («Тайм Трейд») вежливо умолчал о динамике, высказавшись в духе «не скажу на сколько, но продажи выросли очень сильно». Я тоже не скажу, не уполномочен. Но в докладе приводил табличку из 14 часовых компаний, чьи обороты в первом полугодии 2023-го выросли относительно 2021-го года от 30% до 650%. Еще раз: выросли от 30% до 650% относительно 2021-го года. Когда никаких санкций не было.

На этом фоне легко понять негодование Николаса Хайека. В интервью, что вышло буквально за неделю до Moscow Watch Expo, он открыто выступил против антироссийских санкций, и вообще назвал Запад лицемерным. Поводом для интервью стало падение акций Swatch Group. Минус 25% только в июне – это не шутка. Согласно ежегодному отчету Morgan Stanley, в 2022 году продажи Longines и Tissot упали на 22% и 12% соответственно. И можно сказать, Swatch Group еще легко отделалась: акции ритейлера Watches of Switzerland Group за год упали на 65%.

Новые бренды

А на стендах Moscow Watch Expo мы видели довольные лица. И новые бренды. Они появились у компаний «Фортуна-Тайм» и LPI Rus, ProTime и «Тайм Трейд». Совершенно иначе воспринимались и новики прошлых двух лет. Если в прошлом году дистрибьюторам приходилось убеждать ритейлеров в важности переключения на новые бренды, сейчас ситуация была обратной: около ряда стендов стояли очереди из желающих пообщаться с менеджерами экспонентов.

Больше того, в ProTime Rus и «Тайм Трейд» встречи с клиентами проводили исключительно по заранее согласованному расписанию, - впервые в истории российских выставок. Обслужить весь поток желающих не сумели и на стенде Sky Time.

После длительного перерыва на выставку вернулись Armand Nicolet, Time&Technologies, Slim Time и «Группа Август». Первые две компании претендовали на статус самых стильных стендов. А стенд «Группы Август» был самым спокойным, хотя и располагался в самом центре зала. По словам представителей компании, всех, кого нужно, они встретили, и часто было достаточно просто кивка головы, чтобы подтвердить продолжение отношений. Компания работает на рынке больше 25 лет, и давно приобрела статус надежнейшего партнера.

На выставке было и несколько совершенно новых проектов. «Уравнение времени» представила швейцарские бренды RSW и Mercury, с доступной и интересной механикой. Компания молодая, но ее создателя, Наталью Яковлеву, знает, кажется, весь часовой рынок. На стенд VMF заглядывали не все, но кто заглянул, познакомились с интересными и очень доступными моделями, буквально от $30. Открытием для многих стал российский бренд Briller: часы с циферблатами в технике флорентийской мозаики по цене всего $700. Это действительно «всего», потому что вещи уникальные.

На стендах «Восток-тайм», «Луч», «Полет-Хронос», Guardo отмечали, что, если в прошлом году многие посетители только присматривались к их продукции, в этом оказались готовы закупать товар. О большом потоке говорили представители «Северной часовой компании», Styler Group и TimeStory London.

Но, пожалуй, самым знаковым оказалось участие AllTime. Из просто крупного интернет-магазина компания превратилась в абсолютного лидера часового рынка, стала крупнейшим в России рекламодателем в области часов, а на выставке впервые заявила о себе как дистрибьютор. AllTime предложила другим ритейлерам целый пакет торговых марок, в том числе – уже известных на российском рынке. И произвела фурор, продемонстрировав, как динамично все меняется: интернет-магазин, у которого вся работа вроде бы должна идти в виртуальной реальности, привез на выставку печатный каталог…

Сделано в России

На Moscow Watch Expo было приятно видеть, как преображаются российские бренды. Это касается и товаров, и их подачи. Полностью поменялся стенд Угличского часового завода: интересные во всех отношениях часы обрели оригинальные витрины. На стенде «Молнии» публика толпилась около витрин с настольными часами. Компания «Русское время» даже в масштабах небольшого стенда сумела достойно показать историю 1-го МЧЗ, с которого начиналась фирма. Интересная экспозиция часов «Полет» встречала гостей на стенде компании «Хронолюкс». Традиционно широкий ассортимент ремешков и настенных часов из дерева и пластика показал витебский «Часпром».

Как обычно, серьезной активность отметилась часовая компания «Слава». В следующем году 2-му МЧЗ исполняется 100 лет, и в компании продемонстрировали первые модели, которые готовят к юбилею. На «Славе» прикладывают много усилий не только к продвижению собственной марки, но и к популяризации часов как таковых. На выставке прошло награждение победителей очередного конкурса дизайна: ценные призы, до 100 000 рублей, получили трое победителей.

Что роль российских марок становится все выше, посетители Moscow Watch Expo чувствовали с самого входа на выставку. Как и в прошлом году, там разместилась коллективная экспозиция нескольких брендов: часового завода «Ника», Санкт-Петербургской «Ракеты», чистопольского «Восток-тайм» и московских 6МХ и Briller. Гвоздем программы, как и в прошлом году, стала экспозиция часов Константина Чайкина. Здесь можно было увидеть самые сложные и дорогие часы, созданные в России.

А в первый день состоялось торжественное награждение победителей конкурса «Лучшие российские часы». В этом году сайт конкурса посетило более 60 000 человек, которые отдали 35 000 голосов за модели в десяти номинациях. Помимо сайта конкурса, с номинированными моделями впервые можно было познакомиться вживую. Благодаря поддержке компании AllTime, генерального партнера проекта, экспозиция конкурсных моделей работала в Музее времени и часов. Как сказала на церемонии награждения представитель AllTime Ирина Ворошилова, за две недели выставку посетило около 2 000 человек. Конкурсу было посвящено около 100 публикаций в различных СМИ. Эта работа была призвана повысить интерес к часам, что особенно важно в ситуации ухода крупнейших рекламодателей.

Деловая программа: «не для протокола»

Как уже сказал, новые условия на рынке привели к изменениям в деловой программе. В силу остроты тем, в этом году значительная ее часть шла без видеозаписи. Хотя нужно признаться, даже так добиться откровенной беседы получилось не везде. Например, интересными, но достаточно беззубыми получились оба круглых стола, и про продвижение новых брендов, и особенно про поставки и ценообразование. И там, и там, все говорили про успехи и приятные темы, и старались обходить неудачи и проблемы. А без них бизнеса не бывает.

Особенно актуальным сегодня стал вопрос ценообразования. В условиях исчезновения «руководящей роли» представительств и старта параллельных поставок ритейлеры столкнулись с ценовой вакханалией, которая усиливается колебаниями валютных курсов. Мы рассчитывали поговорить об имеющемся опыте совместного регулирования цен, многие вещи у компаний уже получается делать без участия представительств бренда. Увы, даже без записи разговор не сложился. Обсудили демпинг, - похоже, единственным рецептом против него может служить только поведение самих участников рынка.

Живейший интерес вызвали две сессии, посвященные теме сервиса. Слушатели не хотели отпускать Диану Герасимову, создателя Первой московской часовой школы, которая рассказывала про подготовку и мотивацию персонала мастерских. Как потом поделились несколько человек, некоторые взгляды и углы зрения, которыми поделилась Диана, стали для них откровением. А на третий день выставки полный зал собрал Александр Федичкин, основатель «Руспарт».

Как обычно, чрезвычайно интересным было выступление Павла Коротина. Его рассказ не касался часов, он был нацелен на расширение поля зрения предпринимателей. Понимание того, что происходит и будет происходить в мире, позволяет выбрать правильную стратегию. Для многих выступления Павла становятся прекрасным стимулом в работе и личном развитии.

Уникальным событием стал мастер-класс, который Константин Чайкин провел для тех, кто задумался о создании собственных часов. Мероприятие, где признанный и успешный мастер делился бы опытом с новичками, стало, пожалуй, первым в мировой практике! Мастер-класс собрал слушателей из Москвы, Владивостока, Тюмени и даже Еревана. Зал на 100 человек не вместил всех желающих, часть гостей два часа стояла в проходах.

Есть к чему стремиться

Все ли было идеально на Moscow Watch Expo? Разумеется нет. Нам бы хотелось сделать более интересной и откровенной деловую программу. Хотя ряд экспонентов и так жаловался, что она отнимает время посетителей, не получается пообщаться со всем из них.

Хотелось бы, чтобы участники и гости заранее назначали время встреч. Все, кто бывали на выставках в Базеле и Женеве прекрасно знают, что пообщаться получится только в заранее согласованное окно, но в Москве склонны приходить на стенд, когда получится. А число менеджеров в любой компании ограничено, и около многих часто можно было видеть буквально толпу раздосадованных клиентов.

Увеличить эффективность участия можно за счет презентаций: за 20-30 минут можно продемонстрировать продукт группе в 40-80 клиентов, и после останется просто собрать заказы. Однако этим инструментом воспользовались лишь две компании.

В разговорах с участниками звучали предложения по изменению графика работы выставки. В «Крокус-Экспо» зал был открыт с 10 до 18 часов, возможно стоит начинать работу раньше. Были предложения привлечь на выставку конечных посетителей, и прямо противоположные: ограничить поток только действительно заинтересованными, и отменить все торжественные и развлекательные мероприятия. И уменьшить размер пирожков… Приглашаем к обсуждению!

С Новым годом?

Все, с кем довелось разговаривать на выставке, однозначно отмечали: несмотря на происходящие события и трудности, деньги в стране не просто есть, их очень много. Вопрос лишь в том, как побудить людей потратить их на часы, а не на инвестиции в ценные бумаги и прочее. Как работать лучше.

А потому встречи и переговоры продолжались вплоть до конца третьего дня выставки. Последние посетители покинули зал только в пять вечера, когда отдельные стенды уже собирали витрины. Приятно, что помимо новых участников, в этом году на выставке бы много новых лиц и среди посетителей. Хотя среди часовщиков принято жаловаться, что на рынке работают одни и те же, в реальности новые люди приходят в отрасль каждый год. В этом году их было несколько десятков.

С другой стороны, мастер-класс Чайкина и голосование на конкурсе «Лучшие российские часы» показали, что есть очень значительная и активная группа любителей часов. Людей, настолько увлеченных темой, что готовы и покупать, и сами заняться созданием часов. Сложив два фактора, однозначно можно сказать: часовой рынок будет развиваться! А Moscow Watch Expo уже давно превратилась в рубежное мероприятие, с которого начинается новый часовой год. Судя по настрою, очередной год для рынка обещает быть успешным!

Перед открытием выставки на видеоэкранах мелькнула заставка с ошибочными днями проведения Moscow Watch Expo. «А что, мы работаем по пятницу включительно? Отлично!» - отметил один из экспонентов. Может, и правда нужно увеличить число дней выставки?..

Будем рады вашим предложениям и комментариям в телеграм-чате TimeSeller. Если ваша работа связана с часами, но вас нет в чате, напишите на wmma@mywatch.ru!

Вячеслав Медведев

ФОТОРЕПОРТАЖ с выставки Moscow Watch Expo-2023