Мактайм:

автомат Макарова Появление нового механизма всегда становится важным событием на часовом рынке. Создание компанией "Мактайм" первого российского автоматического хронографа – событие втройне важное

Появление нового механизма всегда становится важным событием на часовом рынке. Создание компанией "Мактайм" первого российского автоматического хронографа – событие втройне важное.

Дорогое удовольствие
Оригинальный надежный и функциональный механизм - определяющий фактор конкурентоспособности на современном часовом рынке. Однако разработка механизма – наиболее затратное дело в часовом бизнесе. Объем инвестиций, необходимый для начала производства нового базового калибра, оценивается в $2,5-3 миллиона и растет пропорционально сложности механизма. Именно поэтому даже крупнейшие зарубежные фирмы создают принципиально новые линии механизмов не чаще чем раз в 5 лет, ограничиваясь в промежутке модификациями базовых версий.

Например, отраслевые стандарты ЕТА 2824 и 2892 выпускаются с начала 80-х, а хронограф ETA/Valjoux 7750 – аж с 1973-го. О так называемых "мануфактурных калибрах" смысла говорить не имеет, так как это, как правило, не более чем мелкосерийные модели, изготовленные по обходным технологиям и не имеющие перспектив серийного производства.

Затерянный в архивах
За всю свою историю советская и российская часовая промышленность выпускала всего две разновидности хронографа: 3017 и 3133. Оба механизма имели только ручной завод. Здесь следует сказать, что во всем в мире насчитывается всего пяток компаний, которые способны серийно выпускать автоматические хронографы. Работы по созданию советского "автомата" начались на 1-м МЧЗ в 80-х, и к 1991-му была разработана техническая документация. Механизм получил индекс 30664.

Однако перестройка не позволила даже протестировать один-единственный собранный образец. Чертежи свалили на один из складов, и они лишь чудом не угодили в макулатуру. О разработке знали немногие, и со временем следы ее затерялись. Когда три года назад компания "Мактайм" купила у "Полета"оборудование по производству хронографа 3133, ее руководители поставили задачу: вместе со станками разыскать и забрать с 1-го МЧЗ максимум технической документации.

В результате кропотливого анализа документов случайно были обнаружены чертежи на некоторые забытые разработки, в том числе и автоматический хронограф. Перед производственными подразделениями "Мактайма" была поставлена задача: сразу же после запуска 3133 готовить к освоению новый механизм.

164 различия
Со стороны может показаться, что между простым хронографом и автоматическми не такая уж и большая разница. На самом деле мактаймовские хронографы не имеют между собой ни чего общего: ни одна из 164 деталей калибра 30644 не похожа на детали 3133. Модуль автоподзавода добавляет к часам около 2 миллиметров высоты. Если его поставить поверх обычного хронографа, то толщина механизма увеличится до размеров, при которых он просто не найдет спроса. Поэтому все элементы конструкции 30664 нацелены на снижение общей высоты механизма.

Специалисты "Мактайма" говорят, что новый хронограф больше похож не на 3133, а на выпускавшийся в 80-х ультратонкий 2200, высота которого составляла всего 1,9 мм. Чтобы снизить размер первого отечественного автоматического хронографа, была изменена компоновка колес. Это повлекло за собой увеличение количества мостов и новую форму платины. Кстати, за счет отказа от сложных фасонных расточек она стала даже несколько проще в производстве. А вот про остальные детали этого не скажешь.

Сложная форма мостов заставила немало попотеть технологов "Мактайма": очень много забот принесла хитрая конфигурация пружин хронографа. Но самой тяжелой деталью оказались двойные трибы. Ничего подобного в истории советского и российского часпрома раньше не изготавливалось.

В новом хронографе применен совершенно иной узел спуска: частота баланса у 30664 увеличена с 21 600 пк/час до 28 800 пк/час, изменен его обод, анкерная вилка стала чуть короче, поменялись палеты и анкерное колесо, применен новый, более нежный волосок. Даже мост баланса, накладки и камни – все отличается от 3133 и всех выпускавшихся ранее калибров.

Узел автоподзавода также не имеет аналогов ни с одним из выпускавшихся в СССР механизмов. Обгонные муфты имеют совершенно иную конструкцию. На первых порах оказалось сложно найти поставщика подшипника для ротора автоподзавода. Выяснилось, что нигде в России ничего похожего не производят в принципе, а швейцарцы запросили за крохотный подшипник цену, лишь не намного меньшую, чем стоит готовый собранный механизм ЕТА 7750. Поэтому в опытных экземплярах устанавливали приблизительно подходящую по параметрам деталь, из-за чего механизм был слишком высок.

Но уже сегодня удалось найти производителя подшипника требуемой конфигурации, и следующая партия хронографов будет полностью соответствовать задумке конструкторов, а высота механизма уменьшится. Хотя у "Мактайма" уже есть опыт выпуска 3133, из-за столь больших различий в конструкциях освоение нового механизма шло фактически с нуля.

Производство деталей было распределено между двумя площадками. Мосты изготавливали в Пензе, колеса и платину – в Москве. Собирали опытные образцы также вместе: специалисты двух заводов сидели рядом, буквально за соседними столами, и консультировались друг с другом. Кстати, технология сборки у двух хронографов также разная: если в 3133 все детали находятся под одним мостом компликации, то 30664 представляет собой сложную многоэтажную конструкцию с несколькими мостами.

Особую гордость заводчан вызывает то, что масштабная работа была проведена всего за год силами буквально 20-30 специалистов. В советское время для этого потребовалось бы два-три года работы коллектива из 150-200 человек. Ведь по ходу подготовки к выпуску той или иной детали анализировалась и изменялась конструкторская документация, создавалось необходимое оборудование и оснастка. Здесь значительную помощь оказали несколько старых специалистов, которые до перестройки работали на 1-м МЧЗ.

Кстати, швейцарцы, к которым обратились за недостающими станками, или отказывались продавать нужные аппараты, или выдвигали такие условия, что сделка оказывалась совершенно неприемлемой. Поэтому практически все, что было необходимо для выпуска хронографа, пришлось изготавливать или переналаживать самостоятельно. Но огромный энтузиазм людей позволял находить решение самых сложных задач. Нетрудно представить, какую радость испытали все работавшие над проектом, когда из полутора десятков только что собранных опытных механизмов большая часть сразу же пошла без всякой подгонки!

От образца к серии
Что новый механизм дает клиентам? Разумеется, прежде всего, удобство, которые несут автоподзавод и двойной календарь. К тому же потенциально он способен обеспечить лучшую точность и стабильность хода часов, которые достигаются за счет повышенной частоты баланса. На увеличение точности работает и автоподзавод, который обеспечивает стабильность передаваемого балансу импульса. На заводе хотят, чтобы помимо высоких точностных характеристик, новый механизм имел современную финишную обработку. И хотя опытные образцы пока выглядят неказисто, уже подбирается и закупается оборудование, которое позволит делать высококачественную полировку, гравировку деталей, наносить на них позолоту, чернение и т.п.

Первая промышленная партия - около 1500 штук - должна выйти через полтора года. Этот срок нужен, чтобы отработать технологию производства и сборки деталей, и провести полное тестирование нового механизма, отладить какие-то сложные моменты, неизбежно возникающие при запуске любого нового изделия. Эти механизмы будут разосланы потенциальным партнерам для тестирования и анализа спроса. Затем начнется производство калибров с различными модификациями: индикаторами день-ночь, фаз Луны и т.п.

Отталкиваясь от сегодняшнего спроса на 3133, специалисты "Мактайма" прогнозируют объем выпуска "автомата"на уровне 15 тысяч штук в месяц. Точная цена механизма будет определена к моменту выхода опытной партии, но предполагается, что 30664 будет примерно втрое дешевле ЕТА 7750. Это позволит создавать более доступные, но функционально насыщенные часы.

Станет ли новый автоматический хронограф столь же популярен, как детище Калашникова или ЕТА 7750, покажет время. Но интерес к нему уже сейчас велик, и прежде всего – со стороны зарубежных фирм. И уже сейчас - самим фактом выпуска автоматического хронографа - "Мактайм" подтвердил свой статус главного часового предприятия страны.

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес " №3-2007

Автор: При перепечатке активная ссылка на источник обязательна
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: стратегии компаний МакТайм 3-2007