Ирина Бабанина (Точный ход)

<p><span style="color: #808080"><span style="font-family: Verdana">Судебная экспертиза – высший уровень экспертной деятельности </span></span></p>

В России появилась новая организация – ООО «Центр судебных экспертиз приборов времени и ювелирных изделий». На выставке Moscow Watch Expo о целях создания центра «Часовому бизнесу» рассказала его директор Ирина Бабанина.

В России появилась новая организация – ООО «Центр судебных экспертиз приборов времени и ювелирных изделий». На выставке Moscow Watch Expo о целях создания центра «Часовому бизнесу» рассказала его директор Ирина Бабанина.

Ирина, что послужило толчком к созданию центра?
Центр появился не на пустом месте. К его созданию более 15 лет шли инженеры сервисной организации ООО «Точный ход», в которую постоянно обращались по поводу проведения экспертиз как государственные структуры (суды, таможенные, следственные органы), так и физические лица, то есть потребители. Ну и, конечно, значительную долю обращавшихся за помощью составляли предприниматели (продавцы, дилеры и т.д.).
Большинство вопросов, на которые требовалось дать компетентное заключение, – каковы причины возникновения обнаруженного недостатка часов. Также часто к нам обращались для установления подлинности часов. Несколько реже приходилось давать оценку качеству выполненных работ в тех или иных сервисных организациях. Были также случаи, когда проигравшая суд сторона обращалась в «Точный ход» с просьбой дать рецензию на заключение эксперта, выполненное экспертным учреждением на основании определения суда.
В определенный момент руководители сервиса поняли, что необходимо «отделить мух от котлет», то есть создать структуру, основной специализацией которой была бы исследовательская экспертная деятельность. Не секрет, что и название организации было выбрано так, чтобы подчеркнуть основной вид деятельности: экспертиза приборов времени, часов.
А для того, чтобы юридически закрепить статус центра как узкоспециализированной экспертной организации, в нашем уставе записан не обширный, вплоть до космических исследований, перечень видов деятельности, как это зачастую делается, а только те направления работы, которые касаются исследований, испытаний и, в первую очередь, судебных экспертиз часов и ювелирных изделий.

А почему судебных? И при чем здесь ювелирные изделия, если организовали центр инженеры-часовщики?
По нашему разумению, судебная экспертиза – высший уровень экспертной деятельности. Судите сами: заключение эксперта, выполненное по назначению суда, оценивают юристы-профессионалы. И не только судьи или адвокаты, но и рецензенты, которым может быть направлено заключение эксперта той стороной, которую не устраивают выводы экспертизы. По закону суд ведет себя пассивно: слушает мнение сторон спора и принимает решение. Но рецензенты – это такие же специалисты, как и наши эксперты. И будьте уверены: они найдут мельчайшие ошибки в заключении, которое отдано им «на заклание». За это им и платят деньги!
Таким образом, мы сразу установили для себя наивысшую планку профессионализма: работать так, чтобы придраться было не к чему ни с юридической точки зрения, ни с технической.
А если такая задача поставлена изначально, то и уровень выполнения ее должен быть наивысшим. Главное для нас – выполнить экспертизу на таком уровне, чтобы тот, кто к нам обратился, сам себе сказал: в этом центре работают настоящие профи и мой выбор был единственно правильным! Если угодно – это наш девиз.
Что же касается «ювелирки», то не секрет, что зачастую часы, особенно женские, в большей степени являются ювелирными изделиями, нежели точным прибором. Сам механизм, который установлен в таких часах, стоит на порядок меньше того, во что он упакован, и владельцу такая вещь для определения текущего времени практически не нужна. Но потребитель готов на многое, чтобы вернуть деньги за товар, который через какое-то время разонравился. Он найдет несуществующие недостатки корпуса или браслета, которые изготовлены из золота, усомнится в подлинности вставок из драгоценных камней и еще много чего может выдумать. Поэтому перед экспертом могут быть поставлены вопросы не только часового профиля, но также из области материаловедения, геммологии и т.п.
Мы готовы к решению таких комплексных задач. В частности, в сертификатах наших экспертов записано, что они компетентны не только в часовом, но и в ювелирном деле. А в случае необходимости, если знаний, опыта или регалий наших экспертов окажется недостаточно, мы готовы привлекать сторонних специалистов. Каким образом –это уже наши проблемы, и как их решить, мы знаем.

Есть ли у вас лицензии и прочие документы, подтверждающие заявленный в названии статус центра как экспертной организации?
Прежде всего договоримся о понятиях «лицензия» и «сертификат эксперта». Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлен перечень видов деятельности, для осуществления которых требуется наличие лицензии. Экспертиза приборов времени и ювелирных изделий, в том числе и судебная, в этот перечень не входит.
Далее, процессуальными законами (ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ и УПК РФ) предусмотрены основания назначения экспертизы. В частности, в ст. 79 ГПК РФ говорится, что в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. А поскольку право выполнить экспертизу прибора времени не обусловлено наличием лицензии, главное для суда, чтобы эту работу выполнил профессионал, который имеет специальные знания в часовом деле и располагает необходимым специализированным оборудованием.
Наша исследовательско-испытательная база, как вы уже поняли, – весь арсенал технических средств ООО «Точный ход», а в основе профессионализма экспертов –многолетний опыт работы. Документально компетентность наших специалистов подтверждена сертификатами судебного эксперта по профилю «часовое дело» и «ювелирное дело», выданными Росстандартом. Это не какое-то некоммерческое объединение экспертов, Росстандарт –это государственная структура.
Кстати, ни в одном государственном экспертном учреждении, например в системе Минюста, сертифицированных экспертов по профилю «часовое дело» нет. Прежде всего потому, что потребность в таких экспертизах возникает не часто, а готовить узких специалистов дорого. Иными словами, государству это не выгодно и не нужно. Поэтому среди государственных экспертных учреждений у нас конкурентов нет в принципе.

А видите ли вы конкурентов среди фирм с названиями типа «Эксперт и партнеры»?
Не секрет, что в настоящее время имеется масса коммерческих организаций с звучными названиями типа того, что вы упомянули. Почти все они берутся выполнить экспертизу часов. Но когда читаешь вышедшие из-под пера их сотрудников шедевры, хочется плакать и хохотать одновременно.
Прежде всего смотрим, кто берется высказать суждение относительно качества часов? Как правило, это некое лицо, имеющее диплом вуза по специальности «товаровед» и сертификат эксперта в области непродовольственных товаров.
Всякому понятно, что часы и ботинки или, например, мобильный телефон и холодильник – это товары с абсолютно разными свойствами. И быть экспертом широкого профиля, хорошо разбираться во всем спектре непродовольственных товаров еще не значит быть компетентным специалистом в области точной механики. Ведь далеко не каждый часовой мастер может стать экспертом-часовщиком, для этого нужно дорасти до такого уровня, чтобы уметь не только найти неисправность, но и выявить причину ее возникновения. Уж не говоря о том, что для подготовки квалифицированного часового мастера требуются годы…
Рассмотрим, что означает понятие «товаровед». Это прежде всего специалист в области складирования товара и его маркировки – «биркования». Максимум, что он понимает в часах – чем отличаются женские от мужских, а наручные от настенных. Разумеется, еще он может установить, «ходят» часы или «стоят», а также выявить механические повреждения внешнего вида и качество упаковки.
Такого эксперта, даже с тремя дипломами о высшем образовании и пятью сертификатами «обо всем, что можно», близко к часам подпускать нельзя. Его заключение будет стоить не более листа бумаги, на котором он напишет свои выводы.
Именно поэтому мы не видим конкурентов среди таких псевдоэкспертов. И если кто-то отдал за их творчество деньги – можно считать, что он заплатил за то, что получил еще одну проблему, не более. Ведь максимум, на что годится такая работа, – обосновать исковое заявление. Но если ответчик (как правило, это продавец) заявит ходатайство о назначении судебной товароведческой экспертизы и предложит суду кандидатуру нашего центра, а суд удовлетворит это ходатайство – там и будет проводиться настоящая, а не дилетантская экспертиза.
Иными словами, заключение эксперта нашего центра будет таким, которое оспорить ни с юридической, ни с технической точки зрения будет невозможно. Именно такую цель мы ставим в качестве критерия своей деятельности.

Как к вам может обратиться лицо, которому потребовалась экспертиза?
В настоящее время мы работаем над наполнением сайта, на котором разместим всю необходимую информацию, в том числе образцы заявок на проведение экспертиз. Если же и этого будет недостаточно – позвоните нам по телефону, расскажем что и как нужно делать. Главное, с чего нужно начинать – правильно составить запрос и правильно использовать в суде наш ответ.
Если вкратце – цель направления запроса и получения ответа состоит в том, чтобы убедить суд в следующем:
• центр готов решить экспертную задачу, поскольку специализируется на проведении судебных экспертиз и разбирается в особенностях и специфике приборов времени;
• для ответа на поставленные судом вопросы центр располагает не только необходимым специализированным оборудованием, но и профильными экспертами, специалистами в часовом деле.
Главное – не просто заявить суду ходатайство о назначении экспертизы и обозначить в качестве возможной кандидатуры наш центр, но и «сделать ходатайство толстым», то есть приложить к нему подтверждающие компетентность центра документы. Таковыми будут служить копии сертификатов экспертов, выписка из устава организации, которая свидетельствует о ее узкоспециальной направленности, и прочие документы. Судьи любят мотивированные, а не голословные ходатайства, иными словами –когда бумаг много. Ведь не на пустом месте появилась поговорка «дело набирает вес».
И если, изучив ваш запрос и наш ответ на него, суд согласится, что кандидатура центра лучшая среди предложенных – за результат будьте спокойны. Он будет таким, с которым согласятся все. Не только суд, но и та сторона, не в пользу которой будут выводы эксперта.

Намерены ли вы сотрудничать с иными аналогичными организациями или они являются для вас конкурентами?
В настоящее время имеется только одна известная нам узкоспециализированная организация аналогичного профиля – ООО «ЦИНЭПВ». Ни о какой конкуренции с ней не может быть и речи, говорить можно только о партнерских отношениях. И мы ни в коем случае не хотим сказать, что кто-то из нас лучший. Создавая организацию, аналогичную уже существующей, мы не устраиваем передел рынка экспертных услуг приборов времени, а лишь устраняем в нем пробелы.
Например, между продавцом и потребителем возник досудебный спор относительно причин возникновения недостатков часов. По закону в такой ситуации продавец обязан назначить экспертизу и обратиться к профессионалам, т.е. в один из центров. Но если одна из сторон не согласится с выводами досудебной экспертизы – появляется перспектива судебного разбирательства спора. А в этом случае в ту организацию, которая уже «засветилась», работая на досудебной стадии, суд экспертизу не назначит, поскольку ее эксперты уже связаны выводами досудебной экспертизы.
А если нет альтернативы – тупик. Самое худшее, что может случиться в такой ситуации, – суд поручит проведение экспертизы каким-нибудь дилетантам, организации, которая называется экспертной, но в которой экспертов часового профиля нет.
Ну а к кому обратиться на досудебной стадии, а кого предложить суду в судебном процессе –решать самому лицу, заинтересованному в правильном выходе из спорной ситуации на основании компетентного заключения профессионала.

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" №6-2012

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: интервью 6-2012 Ирина Бабанина Точный ход