Игрушки для взрослых

Мир меняется гораздо быстрее, чем мы думаем. Мы еще не до конца успели свыкнуться с тем, что часы это вовсе не прибор времени, а элемент имиджа и признак статуса. Между тем их роль в обществе уже успела измениться.

Мир меняется гораздо быстрее, чем мы думаем. Мы еще не до конца успели свыкнуться с тем, что часы это вовсе не прибор времени, а элемент имиджа и признак статуса. Между тем их роль в обществе уже успела измениться.

По традиции, рассказ про весенние выставки журналисты начинают с Базеля, затем плавно переходят к женевской SIHH. Ну а если останется место и силы, то иногда упоминают и про шоу Franck Muller, которое несколько лет назад в пику соседней, контролируемой Richemont выставке, назвали WPHH. Я же в этот раз сделаю наоборот.

WPHH, Всемирная Презентация Высокого Часового Искусства, хотя и является самой маленькой из трех выставок, в этом году, лучше других демонстрировала все процессы и тенденции, наблюдающиеся в часовой отрасли.

Часы становятся все сложнее? Да, и в витринах трех залов Женто я насчитал 54 модели с трубийонами. Причем это были не прототипы, а готовые к продаже работающие часы, включая первый в мире миниатюрный женский турбийон и самые сложные из наручных часов, вобравшие в себя турбийон, вечный календарь (а срок в 1000 лет, на которые он запрограммирован, вполне можно считать вечностью), репетир и вестминтский бой и т.д. и т.п. А к обычным турбийонам здесь уже давно не испытывают особого пиетета: мол, для нас что циферблат в красный цвет покрасить, что турбийон сделать - все едино.

Происходит интеграция и укрупнение групп – помимо традиционных Franck Muller и Pierre Kunz были представлены еще четыре компании, совсем недавно вошедшие в группу: Barthelay, Rodolft, Martin Braun, Backes & Strauss.

Все компании стараются делать свои механизмы? Так группа под управлением Вартана Сирмейкерса давным-давно полностью обеспечивает себя всем, от корпусов и циферблатов до ограненных бриллиантов и самых сложных модулей. А уж что касается дизайна...

Безудержный подъем, который в последние годы испытывает верхний сегмент часовой отрасли, здесь также ощущался буквально физически: на треть увеличились выставочные площади, в полтора раза – число гостей и размеры шатра, под которым проходил традиционный торжественный ужин. В общем, все у нас хорошо. И даже сам Франк Мюллер, сообщения об очередном окончательном разрыве которого с группой стали уже столь привычными, что воспринимаются как анекдот, самолично присутствовал на выставке.

Базель
И все же, вернемся к началу – в Базель. Первое, на что обратили внимание все прибывшие на Baselworld-2007, была крыша, появившаяся над входом в главный выставочный корпус. Наверняка она пригодится в будущем, в дождливую и слякотную погоду которая часто бывает в этих краях весной. Но в этом году апрель выдался в Базеле не редкость теплым – до 25 градусов. Поэтому крыша воспринималась скорее как символ расширения влияния выставки.

Швейцарский часпром чувствует себя действительно великолепно – прирост экспорта в 2006 году составил 10.3%, и Baselworld очень четко показывал эту тенденцию. Кстати, к 2012 году комплекс планируют перестроить: залы 1 и 3 будут соединены между собой, а площадь перед главным входом в своем нынешнем виде перестанет существовать. Внутри выставки тоже были кое-какие изменения. Сильнее всего они коснулись зала 1.1, где традиционно представлены фэшн-марки и компании, не дотянувшие до уровня первого этажа. Центр этого зала последние годы занимали два крупнейших американских концерна – Timex и Fossil с богатым набором своих марок. Теперь стенд первой из компаний серьезно уменьшился, а вторая вовсе отказалась от участия в выставке, открыв офис в здании неподалеку. Fossil может позволить себе иметь офис в Базеле: обороты компании в Европе и в мире устойчиво растут.

Освобожденное американцами пространство тут же было заполнено стендами фэшн-марок, самым ярким из которых был D&G. Впервые за много лет на выставку вернулась Sector Group, недавно включившая в свой состав Morellato. Вообще, число фэшн-часов растет как на дрожжах. Любой мало-мальски известный модный дом стремится увеличить свою прибыль за счет выпуска часов. И в этом году никого не удивило появление в Базеле моделей от Валентина Юдашкина.

Большинство наших сограждан зашедших в зал 5.1 обратило внимание на исчезновение стенда Romanson’а. По словам корейцев и тех, кто тесно связан с Кореей, проблемы в России, которая давала Romanson чуть ли больше половины оборота, больно ударили по бизнесу компании. В результате часовое направление компании чувствует себя неважно, чего не сказать про ювелирное, не представленное в России. Но свято место пусто не бывает, и место Romanson заняли его соотечественники – Fila и прочие. Так что в целом доля корейцев не изменилась.

В главном же зале все, как положено, стабильно. Даже рыбы в аквариуме стенда Breitling плавают, кажется, те же самые, прошлогодние. Изменения на большинстве стендов носили лишь косметический характер. Eterna перестроила стенд, чтобы подчеркнуть появление 4-х собственных механизмов, Oris вместо болида Формулы-1 без пилота посадил трех пилотов без болида, обновил свой дворец TAG Heuer, Edox помимо часов порадовал публику красивым авто, а Seiko наоборот, вместо интерьера в духе конюшни "Формулы-1" сделала стенд похожим на палубу шикарной яхты. В целом все большее место на стендах занимают вещи, к часам не относящиеся: автомобили, самолеты, фотографии знаменитостей, сигары, клюшки для гольфа и т.п.

Как мы и предсказывали в прошлом году, те марки, которым не хватило команд "Формулы-1", ищут им замену. В качестве таковой успешно выступают почти любые скоростные виды спорта. Подъем, который испытывает часовая отрасль, выразился в Базеле не только в росте стоимости представленных моделей, но и в увеличении числа часовых компаний-участников. Поскольку свободной площади в основных залах нет, они начали потихоньку теснить производителей ювелирных украшений из павильона №2. В этом году там размещалось уже около трех десятков компаний.

Постепенно меняется шестой, "китайский", павильон. Внешне все остается по-прежнему, но иным становится отношение к нему, представленная продукция и состав посетителей. Два года назад, когда он только был создан, многие считали зал 6 чем-то вроде резервации. Сейчас это полноправный павильон, народа в котором едва ли не больше, чем в главном зале выставки, а две трети посетителей имеют европейские лица. В этом году там были замечены и кое-кто из руководителей российских компаний, работающих с товарами высшего ценового сегмента. Продукция на стендах также перестает походить на дешевые поделки. Азиатские производители постепенно учатся делать все более качественные часы, и сегодня разница в моделях, представленных в залах 6 и 1.1 не ощущается вовсе. Начинают формироваться местные брэнды.

По разным углам
Впервые за четыре года на выставке не было коллективного стенда российских производителей: компании демонстрировали свою продукцию отдельно друг от друга, в разных залах. На прежнем месте разместился стенд "Мактайма". "Гвоздей программы" у крупнейшего производителя оказалось сразу два: новый механизм хронографа с автоподзаводом (см. статью в этом номере) и линия стальных часов на базе 3133. Продукция привлекала внимание достаточного числа специалистов, но стенду "Мактайму" явно не хватало красочности в подаче своих изделий.

А вот "Рекорд" напротив, компенсировал неудачное расположение (1-й этаж ювелирного зала) ярким стендом и активной работой на нем. К Анне Старых добавилась темнокожая напарница, стенд был обвешан копиями обложек российских XXL и Playboy, на нем также охотно раздавали резиновые ракеты. В общем, иногда было трудно понять что же здесь предлагают. Тем не менее (или благодаря?), пробиться на стенд "Рекорда" было непросто. Одних девушек для такого аншлага было бы явно мало – представленные "Рекордом" часы действительно заслуживали того, чтобы на них посмотреть.

Помимо уже известной нашим читателям коллекции Soyuz, компания показала новинку – линию "Агент КГБ". Цены на стальные часы – от двух до пяти тысяч евро, и надо признать, что эти модели более чем стоят таких денег, что отмечали все посетили стенда. Так что "рекордовцев" можно поздравить с творческой удачей. А насчет расположения в компании шутят: "В этом году наш стенд находится в два раза ближе к главному залу, чем в прошлом. Глядишь, если динамика сохраниться, через пару лет мы и туда попадем".

Кому не приходилось жаловаться на расположение, так это "Волмаксу": их стенд находился прямо в холле ресторана в зале 5.1, так что народ просто валом валил попить кофе и пива, а заодно посмотреть на русские часы. Компания представила в Базеле линию "Буран", которая постепенно переводится на швейцарские механизмы. К большому сожалению, по условиям участия в выставке "Волмакс" не мог показать свои другие марки, так что ассортимент стендов был ограничен довольно старыми моделями, и интересных новинок "Авиатора" посетители так и не увидели.

В уголке четвертого зала приютился стенд "Гуриати". Эта молодая и малоизвестная компания специализируется на художественных интерьерных часах, прежде всего – из различных видов натурального камня. Как часто бывает, неоцененное на родине нашло поклонников за рубежом. Причем поклонников серьезных: немалое время на стенде компании провели специалисты Cartier, которых очень заинтересовала техника исполнения некоторых моделей.

В целом, российская продукция смотрелась на выставке более чем достойно. Чего не хватает нашим компаниям, так это умения подать товар и главного козыря швейцарцев - фанатичной уверенности в том, что их часы лучшие в мире. И нет ничего страшного в том, что русские стенды оказались разбросаны по павильонам. У каждой из компаний собственная стратегия и своя специфичная продукция, и вряд ли стоит валить их в один котел. Другое дело, что получить приличное место на выставке россиянам на несколько порядков сложнее, чем фирмам из Швейцарии или Германии. Выставка проходит в Швейцарии, и вполне закономерно, что ее руководство не намерено хоть как-то способствовать успеху иноземцев.

Занять новое место
Российские дистрибьюторы тоже не бездельничали на выставке. Оправившись от проблем, они ринулись определяться со своим местом в изменившемся мире. Кто-то пытался подтвердить контракты со старыми партнерами, кто-то, воспользовавшись ситуацией, искал новые марки или старался "отъесть" что-то у соседей-конкурентов. Пока мало кто афиширует достигнутые результаты, но можно не сомневаться – нас ждет череда смен дистрибьюторов и появление новых брэндов.

Сверхактивность проявили в этом году и владельцы магазинов – такого их числа Базель еще не видел. Для них выставка стала местом, где можно было на месте узнать точную ситуацию с поставками в Россию, системой ценообразования у той или иной марки, и найти варианты пополнения ассортимента. Благо с появлением компаний типа "Люкс-Экспо" у магазинов появилась возможность напрямую договариваться с производителями, передав всю работу по логистике внешнему оператору.

Русским в Базеле в этом году были очень рады. Еще бы: едва ли не самый быстрорастущий рынок! И избрание лицом Guess девушки из России выглядело не то заслуженным признанием красоты, не то авансом, выданным нашему рынку.

Гонка за разнообразием
Baselworld-2007 подтвердил: часы становятся все более разнообразными. Причем не только внешне, но и начинкой. Тенденция ко всеобщей мануфактуризации, кажется, достигла своего апогея. Если откинуть фэшн-марки, то даже на самом распоследнем стенде теперь с гордостью показывают свои собственные калибры. Некоторые при этом заявляют, что их механизмы по ряду параметров лучше традиционно применяемых ЕТА. Другие считают, что одного факта "непохожести" уже достаточно, чтобы за их часами выстроилась длинная очередь.

Правда, при ближайшем рассмотрении оказывается, что рекламируемые улучшения в 90% случаях оказываются не более чем профанацией. Если в прошлом году казалось, что производители уже переболели концептами и начали показывать клиентам и журналистам только то, что реально запущено в производство, то в этом году все вернулось назад. Большая часть представленных новинок по состоянию на апрель месяц существовала в виде красочного мультфильма, в лучшем случае – пары неустойчиво работающих опытных образцов.

Что удивляет, так это отношение многих производителей к клиентам: в погоне за прибылью они готовы начать поставку толком не протестированных механизмов. Правда, этим грешат прежде всего совсем молодые компании. "Старики" более осмотрительны: тот же TAG Heuer честно говорит, что пока будет проводить испытания калибров S и V-4 и в ближайший год не намерен пускать их в продажу.

Как и ожидалось, прошлогодний массовый наплыв турбийонов привел к частичному обесцениванию этого усложнения. Вместо него на пик популярности вышли всевозможные стрелочные календари и указатели. При этом не важно, насколько обоснованным является то или иное усложнение. Главное другое – сделать часы сложными визуально и максимально непохожими на другие. А для этих целей годится все: самые экстравагантные сочетания материалов, бесполезные, но внешне привлекательные усложнения и конструкции механизмов, цвета, камни, промоматериалы.

Большинство швейцарских компаний устремились вверх по ценовой шкале. Не удержалась даже Longines, стойко сохранявшая до этого года свой традиционный ценовой диапазон. В результате в середине пирамиды образовалась огромная дыра, в которой работают всего пяток более-менее серьезных брэндов. К подорожанию производителей подталкивает как спрос, так и "китайская опасность". Те уже научились делать качественные часы, и конкурировать соотношением "цена-качество" с ними уже сложно, приходится бросать все силы на строительство брэнда и разработку новых, броских моделей. В этом деле немало преуспели множество мелких новых фирм. Причем новички явно не скромничают, а зачастую отличаются откровенной беспардонностью. Так, на вопрос "Чем ваш турбийон лучше турбийона Bregut, почему он стоит в 3 раза дороже?" менеджер одной из фирм честно ответил: "Тем, что он не Breguet". Другими словами, серьезных отличий нет, но кушать хочется.

Отдельной тенденцией 2007-года можно назвать копирование идей Zenith’а. Разумеется, никто не в чистом виде не воспроизвел какую-либо модель Тьерри Натафа. А вот идеи, которые он использовал год-два назад, можно встретить у каждой второй компании.

Разглядывая новинки на разных стендах, я не мог отогнать от себя мысль: с часами как понятием явно что-то происходит. Разумеется, они больше не прибор времени. Но и те подходы, которые стали нам привычными за последнее время, тоже не годятся. Элемент стиля, признак статуса? Пардон, но какой статус и какой имидж могут дать, например, часы с девятью механизмами от Jacob&Co? И число подобных, на первый взгляд безумных новинок растет.

Кстати, не только в часах. На выставке были представлены и такие, казалось бы, далекие от ювелирно–часовой темы предметы, как горные лыжи и автомобильные диски. Инкрустированные бриллиантами лыжи названы "русскими" и предназначены для постоянных клиентов курорта в Куршавеле. Но и они меркнут на фоне богато усыпанных теми же бриллиантами дисков стоимостью от одного до двух миллионов долларов за комплект. Прокатимся с ветерком?

Неигрушечное дело
А кататься в Швейцарии стали и правда быстрее. Почему-то это бросилось в глаза в маленькой и тихой Женеве. Если раньше все ездили строго на зеленый и было невозможно заметить малейшего нарушения ПДД, то теперь регулярно можно увидеть, как машина выезжает на перекресток на "оранжевый", а кто-то нет-нет да и обгонит через разметку. Похоже что темп жизни здесь постепенно ускоряется. Но на SIHH все по-прежнему: среди лабиринта стендов так же неторопливо расхаживают хорошо одетые мужчины и женщины, потягивая шампанское и кофе. Внешне выставка так же не изменилась. Вот уж действительно – те же стенды на тех же местах, разве что где-то произошли незаметные замыленному взгляду косметические обновления интерьера, призванные подчеркнуть особенности новых коллекций.

И вот на фоне бледно-кремовых стендов мелькнула модель, которая все расставила на свои места. Это – Girard Perragfux ХХХХ, часы и "однорукий бандит" в одном корпусе. Если дернуть рычажок, фигуры в окошке начнут крутиться как в самом настоящем игровом аппарате, и остановятся с мелодичным звоном. Жаль, выигрыш часы не выдают. Понятно, что к измерению времени "бандит" отношения не имеет. Он – игрушка. И именно игрушкой все отчетливее становятся часы как таковые.

Хронограф – это игрушка: можно понажимать на кнопочки и посмотреть как бегает стрелка. Всевозможные потайные часы, модели с различными "висюльками", вращающимся безелем и другими двигающимися элементами – тоже игрушка. Турбийон, репетир – игрушки в чистом виде. Столь популярные ретроградные индикаторы, позволяющие наблюдать мгновенный прыжок стрелки – опять игрушка. Всевозможные суперусовершенствованные механизмы – тоже игрушка: "а ты знаешь как тут колесико вертится?" Игрушкой по своей сути являются всевозможные лимитированные серии, яхтенные часы, часы "Формулы-1" и им подобные. Просто кто-то играет в "Барби", а кто-то – в "Формулу-1" или акванавтов, один собирает марки, а другой часы.

Спасибо "однорукому бандиту". Благодаря ему, в один ряд моментально выстроились Franck Muller Revolution 1 с выпрыгивающим, как черт из табакерки, турбийоном, позволяющие заглянуть внутрь себя Golden Bridge от Corum и Maurice Lacroix Squelette, как бы дышащие при малейшем движении руки ХХХ от Piaget, сделанные из карбона невесомые Audemars Piguet, Edox с раскрывающимися "дверями", кричащие Roberto Cavalli и многие сотни других моделей – ярких, эксклюзивных, уникальных, революционных, лимитированных и т.п. А павильоны выставок предстали в виде огромного магазина игрушек, где одни повзрослевшие дети показывают другим повзрослевшим детям, обладателями какой замечательной штуки те могут стать, если заплатят всего-навсего килограмм денег.

Феномен игрушки объясняет все процессы, которые происходят в часовом мире в последние годы: рост цен, популярность лимитированных серий, активное привлечение часовщиками всевозможных знаменитостей и спонсорство спортивных и прочих мероприятий, тренды в дизайне, персонализация часов. Даже эпидемия нереализованных (а зачастую - нереализуемых) концептов тоже является следствием изменения отношения к часам.

Едва увидев захватывающую фотографию или рекламный фильм, человек в своих мыслях уже включается в игру, и слова "я заказал себе вот такую игрушку" значат в глазах собеседника ничуть не меньше, чем реальное изделие на руке. В собеседнике тоже просыпается желание иметь похожую игрушку – такова природа человека! И не важно, будут ли эти часы работать, и даже будут ли они вообще выпущены: эффект уже достигнут.

Игрушка благополучно вмещает в себя имидж и статус: еще с детского сада дети соревнуются у кого красивее машинка или кукла. За игрушку ребенок (который живет в каждом из нас) готов отдать любые деньги. Игрушки коллекционируют. Игрушкам посвящают все свое свободное время. Игрушка должна быть схожа с игрушками друзей, чтобы можно было играть вместе, но при этом должна быть особенной, не похожей на них. И самое приятное для производителя свойство игрушек заключается в том, что их никогда не бывает слишком много.

Феномен игрушки объясняет, почему при уменьшении числа покупателей часов выручка от их продажи растет: в часы играют не все, но уж если человек включился в игру, он готов тратить на нее значительные деньги. Соответственно, рынок все отчетливее делится на две части: на людей, воспринимающих часы как вещь функциональную, необходимую для каких-то целей, и на тех, кто включился в игру. От первых ждать серьезных денег бессмысленно. Значит, активность часовых компаний должна быть направлена на их вовлечение во вторую группу. Так что подход "часы-игрушка" несет более чем серьезные возможности для часовщиков.

Очень может быть, что новый поворот отношения человека к часам для промышленности означает наступление счастливой эры. Злейшие враги часовщиков, мобильные телефоны, тоже стали гиперпопулярны только после того, как из средства связи превратились в игрушку. Так что у часовщиков есть шанс отыграть свои позиции. Вот только говорить покупателям, что они приобретают игрушку, не надо. Пусть они верят в стиль, статус, собирают коллекции и следуют модным трендам. Простите за цинизм, но пусть они играются, радуют себя и нас.

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес " №3-2007

Автор: При перепечатке активная ссылка на источник обязательна
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: Выставки 3-2007 Pierre Kunz Frank Muller Barthelay Rodolft Martin Braun Backes & Strauss