Baselworld-2018: делим на 3

В наступающем году Baselworld предстанет перед нами совершенно иной. Недавний официальный пресс-релиз сообщил о сокращении числа участников до 600-700 в будущем. Это в 2 раза меньше, чем в 2017-м, когда было около 1300 стендов, и в 3 раза – меньше пикового показателя 2011 года (2 000 экспонентов). Пресс-релизы компаний, покидающих выставку, приходят один за другим. Мы не увидим Dior и еще нескольких ювелирных марок – на их место будут перемещены стенды ряда независимых производителей. Из Базеля в Женеву уходит Hermes. На днях об отказе от выставки объявила американская Movado, занимавшая целый собственный зал. «10 миллионов долларов, которые группа тратила на Baselworld, будут использованы на другие маркетинговые мероприятия» - гласит официальное письмо компании. Расходы Festina Group были в 3 раза меньше – но теперь компания тоже будет тратить их по-другому.

Недавно журнал Forbes опубликовал статью Кэрол Беслер Big Changes at Baselworld, в которой раскрываются нюансы «обновленной» Baselworld. Площадь выставочной площади сократится на треть. В частности, не будет использоваться верхний уровень главного корпуса, на перестройку которого было потрачено 430 миллионов швейцарских франков (зал 1.2). Останутся пустыми также залы 4 и 5 и около половины зала 2. Помимо прочего, выставка станет на 2 дня короче. Это позволит снизить цены для оставшихся участников на 10%.

Организаторы выставки говорят, что между сокращением числа участников при сохранении стандартов качества и верности этим стандартам при существенном сокращении числа экспонентов они выбрали второе. Они уверены, что перемены на Baselworld окажутся позитивными для швейцарских экспонентов, и рассчитывают сохранить статус главной площадки мирового часового рынка. В качестве аргумента приводят динамику посещаемости: при прошлогоднем сокращении числа участников на треть число гостей уменьшилось всего на 4%.

Во многом они правы. Выставка действительно остается колоссальным магнитом, и большинство производителей, не попавших в залы, стараются осесть в окрестных барах и отелях. Однако стенд внутри павильона и даже самый близкий к Messe Basel бар – разные вещи. Отдельная экспозиция начисто лишает компанию притока новых клиентов, да и старые до нее дойдут не все. Тем более что, вопреки рапортам организаторов, трехкратное усыхание главного мероприятия приведет к ощутимому сокращению числа гостей Базеля.

Если присмотреться к грядущим переменам, то открывается следующая картина: с выставки уходят ювелирные компании и небольшие независимые марки, и остются «ядровые» часовые бренды. Для ювелиров механизм всегда был лишь довеском к бриллиантам, а Baselworld – по сути, пусканием пыли в глаза. Их базовый, «драгоценный» бизнес не почувствует особых изменений. Логичным выглядит уход и для Movado, основным рынком которой являются родные США. У небольших марок ситуация сложнее. Неучастие в выставки позволит им сэкономить какое-то количество денег, но для большинства итоговые потери от ушедших клиентов окажутся выше. Многие бренды и без этого переживают не лучшие времена, и попытка сэкономить на Baselworld может стать для них «последним гвоздем».

Сокращение Baselworld может стать катализатором еще большего перераспределения рынка в пользу крупных концернов. Здесь уместно вспомнить, что прошедшая несколько лет назад перестройка выставочного комплекса имела ровно ту же цель. И добавить, что рассказывая о планах сократить площади, организаторы отказывают в стендах некоторым небольшим маркам. Т.е. они могли бы продать больше площади, но не хотят.

Если учесть, что концерны в последние годы делали ставку на создание собственных бутиков, а теперь – собственных интернет-магазинов, ритейлу сокращение Baselworld тоже не сулит ничего хорошего. Независимые бренды – более тяжелый товар для продавцов, но они всегда были, простите за каламбур, основой независимости независимого ритейла. Поэтому компаниям, ориентированным на долгую работу на рынке, есть смысл думать о мерах взаимной поддержки друг друга и создании новых точек для встреч. Владельцы некоторых относительно крупных площадок в Базеле уже рассылают часовщикам предложения организовать рядом с Baselworld коллективные экспозиции, своеобразные выставки-спутники – в рамках происходящего такие идеи выглядят вполне логичными.