Peace Mark

Гибель титана Гибель титанаНа фоне мирового финансового кризиса и падающих один за другим гигантов Уолл-Стрит новость о банкротстве крупнейшего китайского часового производителя и ритейлера Peace Mark прошла почти незамеченной. А между тем это событие столь же неожиданно, сколь и закономерно, и повлечет за собой изменения во всей индустрии

На фоне мирового финансового кризиса и падающих один за другим гигантов Уолл-Стрит новость о банкротстве крупнейшего китайского часового производителя и ритейлера Peace Mark прошла почти незамеченной. А между тем это событие столь же неожиданно, сколь и закономерно, и повлечет за собой изменения во всей индустрии.

Мистер Хайек, визионер и мегаломан
5 сентября глава Swatch Group Николас Г. Хайек выступил на ежегодном швейцарском экономическом конгрессе Economiesuisse с речью, продемонстрировавшей, что у старого волка еще вполне крепкие клыки: он прямо обвинил банки и финансовые инвестиционные структуры в том, что они губят предпринимателей. Впрочем, сейчас формула "все зло – от банков" стала для многих самым модным заклинанием.

Суть речи Хайека сводилась примерно к следующему. Финансисты инвестируют в промышленность. Но вместо того чтобы пустить эти средства по назначению, то есть на различные инновации и развитие производства, они заставляют повышать капитализацию компании, любыми средствами взвинчивая ее котировки на международных биржах. В результате получается приятный на вид годовой отчет и видимая прибыль для вкладчиков, пока акции идут вверх. Особенно досталось от главы Swatch Group годовым отчетам, которые, на его взгляд, представляют не более чем тонны красиво иллюстрированной бумаги, отнимающие на свое создание кучу денег и людских ресурсов. "Если в будущем археологи раскопают наши годовые отчеты, они решат, что главной индустрией в наше время была бумажная", - заявил мистер Хайек. При этом отчеты не отражают реального положения дел в фирме – они только показывают рост акций за счет все большего инвестирования. Деньги, как говориться, к деньгам.

То, что инвестиционные пирамиды могут быть обрушены за один день, еще до окончания вечерних торгов, наглядно продемонстрировала судьба таких, казалось бы, незыблемых банков, как Merril Lynch, Morgan Stenley и Lehman Brothers. В 2002 году подобная печальная судьба постигла крупнейший американский энергетический концерн Enron, который собирал деньги под гигантские мифические проекты электрификации, искусственно повышая оборот компании, и не смог расплатиться с долгами.
И в речи Хайека не было бы ничего пророческого и революционного, если бы фокус карточного домика не продемонстрировал буквально в то же время китайский Swatch Group – холдинг Peace Mark, за которым стояли не раздутые годовые отчеты, а фабрики в Гуанчжоу, Шензене и Танжине, а также в Швейцарии и крупнейшая в Китае дилерская сеть по продаже часов.

За один день торгов 12 августа котировки акций Peace Mark упали на 86% и достигли низшего показатель с 2004 года - 1,72 гонконгских доллара за акцию. Три недели компания отчаянно искала новых инвесторов, финансовый директор Peace Mark Кевин Цанг даже лично на свои средства приобрел часть акций. Но 4 сентября холдинг объявил, что падение курса не позволяет ему расплатиться с долгами. 12 сентября была начата официальная процедура банкротства, и в этот же день президент компании сообщил о своей отставке.

Peace Mark – это не банк, банкротство которого оставляет после себя тысячи безработных сотрудников и сотни тысяч вкладчиков с акциями, превратившимися в бумагу. Peace Mark была частью той самой индустрии, о которой говорил Хайек, компанией, от которой совершенно оправданно ожидали, что она буквально со дня на день изменит лицо мирового часового рынка.
Почему же этого не произошло?

История правильного решения
Компания Peace Mark была основана в 1983 году в Гонконге двумя предпринимателями Патриком Чау и Томми Леюнгом. Первый стал президентом компании, а второй - ее СЕО. Изначально, как и многие другие, Peace Mark занималась ОЕМ-проектами по производству часов, а со временем стала одним из крупнейших игроков на этом рынке, начав выпуск часов и под собственными брендами, ориентированными на китайский рынок.

Становление Peace Mark – это история растущего производства. В 90-е компания начала переносить фабрики на материковый Китай, в Гуанчжоу и Шензен, а введение в 2004 году соглашения СЕРА (Closer Economic Partnership Arrangement) между Китаем и Гонконгом позволило холдингу вкладывать все большие средства в производственные мощности. В 2006 году в Шензене была открыта "образцово-показательная" фабрика Technotime, посмотреть на которую приезжали европейцы и японцы: на ней производились как кварцевые, так и механические часы, соблюдались все права рабочих, существовала даже школа часовщиков, а главное - работала собственная электроподстанция, что решало главную проблему индустрии региона – перебоев с подачей энергии.

Peace Mark уверенно становился крупнейшим часовым производителем в регионе: только в Китае у компании было 5 фабрик по производству механизмов и частей к ним и сборке, сборочная фабрика и дизайн-бюро располагались в Гонконге, а в 2005 году холдинг приобрел свою первую швейцарскую компанию Milus с соответствующей сборочной фабрикой и дизайн-бюро в Бьенне.

В продолжении этой блестящей истории - покупка в 2007 году Чау и Леюнгом контрольного пакета акций группы STM, в которую входили фабрики Soprod, Inditec, Swiss Ebauches и France Ebauches, и в том же году - 51% фабрики Sea Gull, расположенной на севере Китая в Танжине. Как известно, Sea Gull сегодня производит около четверти всех механизмов на мировом рынке, от базовых до сложной механики, в том числе и аналоги самых популярных калибров ЕТА и JLC. Помимо готовых механизмов Sea Gull поставляет различные запчасти и болванки. По мнению специалистов, хоть маленький кусочек Sea Gull, но присутствует в каждых вторых современных механических часах.

Когда стало известно о покупке Sea Gull и STM, а также о том, что Peace Mark выражает желание приобрести акции Egana Golpfeil, уже мало кто сомневался – в ближайшее время часовая индустрия станет китайской. Но…

Еще в 2004 году Томми Леюнг заявил в одном из интервью: "Рост производства очень ограничен и не является нашей главной целью. В ближайшее время компания собирается сосредоточиться на ритейле и стать одним из крупнейших игроков на китайском и азиатском рынке".

Действительно, в отличие от многих гонконгских производителей, для которых СЕРА стала больше препятствием, чем возможностью проникновения на материковый Китай (потому что гонконгская сборка с китайской "начинкой" не давала тех 30% стоимости, которые позволили бы ставить клеймо Made in Hong Kong на часы), Peace Mark сразу же оценил ситуацию правильно – и стал открывать в Китае розничные магазины. К 2006 году их в Мейнланде, как называют Китай островитяне, было уже более 600, включая популярную сеть киосков среднего ценового сегмента Timezone, а также shop-in-shop монобрендов, в том числе и Milus. В родном Гонконге у Peace Mark было 10 точек, еще 20 на Тайване, и пробный магазин компания открыла в Париже.

Следуя этой стратегии, Peace Mark на первый взгляд не прогадала: введение с 1 января 2008 года нового трудового кодекса в Китае сделало многие часовые фабрики менее рентабельными, в то время как покупательская способность населения по-прежнему растет. В августе этого года в Китае был зафиксирован наименьший уровень инфляции за последние 15 лет, а пекинская Олимпиада стала мощным фактором роста шопинга.

2006 год стал переломным в ритейле Peace Mark – после Базельской выставки холдинг приобрел франшизу у крупнейшей в США дилерской сети Tourneau, представляющей люксовые часовые марки. Если в США у Tourneau было 23 магазина, то в Китае к 2011 году планировалось открыть 30. Уже летом 2006-го бутик Tourneau площадью 2300 кв. м начал работать в Шанхае. К 2008 году планировался запуск еще двух проектов - гигантского бутика в Шанхае и 3000-метрового в Пекине (как раз к началу Олимпиады).

Именно с помощью Peace Mark нью-йоркский дом планировал начать масштабную экспансию в Азию: бутики Tourneau открылись на Тайване и в Макао, а в дальнейших планах компании, которая давно нацелилась на Европу, было двустороннее проникновение на старый континент – с востока и запада.
Через год после покупки франшизы Tourneau Peace Mark заключил контракт с Boucheron. Помимо представления французского бренда в сети Tourneau, холдинг собирался открыть также 10 монобрендов в Китае. В том же 2007-м гонконгский холдинг увеличил свое участие и в самой Tourneau, купив 10% акций американской компании.

Грузим корабль
Согласно годовому отчету Peace Mark за 2007 год этот период был самым удачным в истории компании. Оборот вырос на 30%, прибыль – на 48%. В своем обращении президент холдинга Патрика Чау объявил, что основной целью Peace Mark ставил лидерство в люксовом ритейле Азии, для чего и была совершена последняя покупка компании, оказавшаяся роковой: в декабре была приобретена сингапурская сеть бутиков Sincere Watch за более чем 300 млн долл.

Никто не спорит, Sincere – это ворота Азии в мир европейской роскоши. В 35 бутиках в Сингапуре, Индонезии, Таиланде, Индии и Корее представлены практически все марки категории "люкс", начиная с Longines и Omega: A Lange&Sohne, De Grisogono, Jaeger-LeCoultre, Piaget, Chopard, Chaumet, Bvlgary, Vacheron Constantin, Zenith, Franck Muller Group… всего более 40 брендов. С помощью Sincere Чау и Леюнг намеревались отхватить кусок второго лакомого пирога региона – рынка Индии.

Однако сопоставим цифры. Доход сети Sincere Watch в 2007 году составил 19 млн американских долларов. Оборот Peace Mark в 2007 году - чуть больше 3 млрд гонконгских долларов, то есть около 400 млн американских долларов. 2/3 этой суммы приходились на розничную торговлю, причем 50,9% - на продажи на территории Китая.

Естественно, ни одна компания не может совершить покупку, почти равную своему годовому обороту – если мы еще вспомним, что в июле того же года были приобретены Sea Gull, STM и часть пакета Tourneau (за 1,5 млн долл. США).

Задолженность Peace Mark различным банкам на начало 2008 года составила 156 млн долл. США – почти треть годового оборота компании.

По словам Кита Ли, аналитика крупнейшего в Азии инвестиционного банка CIMB-GK Securities, именно эта неоправданно дорогая покупка Sincere оказалась главным фактором, подорвавшим доверие инвесторов к Peace Mark, – уже весной холдинг был занесен многими финансовыми структурами в "группу повышенного риска".

Итог истории известен: летом банки потребовали погашения долга, биржевые игроки начали в спешке сбрасывать акции Peace Mark, в конце августа интерес к ее приобретению высказала инвестиционная группа CVC Asia Pacific (владеющая в том числе Formula 1), однако, подумав, отказалась от сделки.
Peace Mark запросил у китайского правительства ссуду в 250 млн долл. на погашение долгов, но и тут получил отказ. Возникает резонный вопрос: а почему? Российское правительство изымает нефтедоллары, чтобы поддержать пошатнувшиеся в кризис банки, американское правительство также заключает контракт с крупными игроками финансового рынка на спасение неудачников – собственно говоря, одной из целей поддержки утопающих монстров Уолл-Стрита является нежелание продавать их именно китайским инвесторам. А Peace Mark, перегруженный разнообразными товарами корабль, оказался никому не нужен. И утонул.

Все равно
Что станет с компанией дальше – понятно: ее растащат по частям. Sea Gull никуда не денется, часть фабрики по-прежнему принадлежит китайскому государству, ее же и основавшему. Ритейлерские сети уже сейчас отходят банкам в счет оплаты долга: интересно, кому же они будут проданы в итоге? Неужели швейцарцам?

В истории взлета и падения Peace Mark есть несколько очень показательных моментов. Первое – неурядицы крупнейшего без преувеличения часового холдинга Южной Азии продемонстрировали, что и китайская индустрия, и китайский ритейл – это капля в море финансов международного часового бизнеса. Как могла компания, которую убил долг в 150 миллионов, конкурировать с европейскими и американскими часовыми конгломератами?

Второе: пока что и сами китайцы не заинтересованы в создании мощной и единой структуры часового бизнеса. Сочетание производства и ритейла в пакете Peace Mark выглядело настолько сумбурно, что вполне объясняет одновременное совершение двух столь разных и противоречивых покупок: Sincere и Sea Gull (кроме того, ходили упорные слухи, что Peace Mark намерен также приобрести один из российских часовых заводов). Каким образом финансовые консультанты и банки-партнеры холдинга не смогли распознать очевидный риск в этом наращивании мощностей по принципу "лебедь, рак и щука"?

И тут становится очевиден третий фактор, на который обратил внимание Николас Хайек: а ведь инвестиционным банкам все равно. Их волнует не вопрос развития индустрии, а увеличение доходности. Очевидно, что, не будь международного финансового кризиса, Peace Mark сумел бы как-то прорваться, растянув отдачу долга на несколько лет или найдя нового кредитора. Банкротство Peace Mark отбросило китайскую часовую индустрию на несколько лет назад, показав, что конкурировать со швейцарцами по оборотам, стратегии и поддержке собственного правительства она еще долго не сможет. Другой вопрос: а не грозит ли та же опасность и самим швейцарцам, не говоря уже о производителях других стран? Опасность завышенных инвестиций во много раз превосходящих прибыль от производства и продажи часов.

Например, Movado Group приняла решение о сокращении производства и увольнении части служащих, мотивируя этот шаг оптимизацией структуры, – и это всего через год после того, как компания выложила огромные средства на открытие новых офисов и производственных линий в Швейцарии. Сам господин Хайек в последнее время, кажется, утратил интерес к часовому сектору Swatch Group, сосредоточившись на исследованиях космоса и разработках новых видов топлива. Он и не скрывает, что часовая индустрия, на его взгляд, сегодня в тупике: а значит, и инвестировать в предприятие в отсутствие новых идей развития очень рискованно.

Структуры, создававшиеся десятилетиями, при падении котировок акций могут быть уничтожены за считаные недели. И мировой бизнес на это практически не отреагирует.

 Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес " №5-2008

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: стратегии компаний 5-2008 Vacheron Constantin Jaeger-LeCoultre Omega Franck Muller Zenith Longines Chaumet Bvlgari Chopard A. Lange & Sohne Piaget Peace Mark Milus De Grisogono