Петер Стас: креативность и опыт

Быть креативным и наработать опыт в новой реальности – таково кредо основателя Frederique Constant. О том, как компании живется под крылышком Citizen, новых продуктах и ожиданиях мы поговорили на выставке Baselworld.


За год с прошлой встречи ваша компания претерпела большие перемены: вы стали частью Citizen group и переехали в новый, большой стенд на выставке Baselworld. Какой вы видите выставку с этого стенда?

Действительно, у нас впервые такой большой, трехэтажный стенд, на котором объединены все бренды. На этот стенд пришло огромное число посетителей. Я не могу сказать, сколько их уже было, но у нас было назначено 1400 встреч, что на 17% больше, чем в прошлом.

Многие ритейлеры жалуются, что продажи идут очень сложно. Но у нас есть преимущества. После вхождения в Citizen мы получили собственное подразделение по продажам в США. В нем 500 человек, а раньше на этом направлении работало всего 17. Поэтому мы имеем там хороший прирост, который компенсирует Европу и Азию. В итоге объем заказов даже вырос на 1-2% по сравнению с Baselworld-2017.

Это очень хороший результат!

Результат хороший, но мы можем подрасти еще, особенно с учетом преимуществ, которые мы имеем благодаря Citizen. Но в целом экономика находится под давлением. В январе у нас был нулевой рост, а в феврале плюс 0.3%. Я рассчитывал, что эта выставка будет проще. Но нет. Ритейлеры не уверены в продажах, они заказывают, но более дешевые товары, ориентируются на начальный уровень цен.

Что вы собираетесь делать в сегодняшних обстоятельствах, чем ответить на смещение спроса в сторону более дешевого товара?

Во-первых, Frederique Constant - это сегмент доступного luxury. Наша стратегия не меняется - привлечь более молодого покупателя доступными ценами, чем мы здесь и занимаемся. Так же мы представляем ряд автоматических часов за 800 швейцарских франков и несколько кварцевых за 600. То есть, у нас есть товар начального ценового уровня. В то же время мы работаем над имиджем бренда. Здесь хорошо помогает Flyback Chronograph, которая тоже очень хорошо принята клиентами. Люди покупают глазами, их привлекают или интересные модели, или начальный сегмент.

В прошлом году вы потратили много денег и усилий, чтобы организовать собственное производство механизмов. Эти механизмы не дешевые. Если я правильно понимаю, спрос на такой тип товара не высок…

В настоящее время 25% наших часов основаны на собственных механизмах. В прошлом году мы представили модель Perpetual Calendar, которая достигла большого успеха. Что касается собственного производства, то мы видим, что нужно постоянно добавлять что-то новое. Нельзя оставлять одну и ту же модель и ждать, что она будет дальше продаваться. Perpetual Calendar показали себя очень хорошо. Мы продали около 1400 штук и планируем продать 3-4 тысячи штук. Возможно, дело не в том, мануфактурные ли механизмы вы выпускаете, а в том, что нужно предлагать что-то особенное. Мануфактура – один из вариантов.

Получается, что сперва вы должны инвестировать в оборудования, а затем каждый год тратить деньги в разработку новых механизмов? Сколько стоит создание и производство нового калибра?

Зависит от механизма. Базовые калибры остаются те ми же уже 15 лет. Это 700-я серия. Даже Flyback – это модуль, добавляемый к обычному механизму. На создание базового калибра нужно 3 года и 2-4 миллиона. Что касается настройки, даже «вечник», оказавшиеся очень сложными, в прошлом году потребовал инвестиций меньше миллиона.

Уже год являетесь частью Citizen Group. Какие изменения произошли в компании за это время?

Мы по-прежнему сохраняем свободу и независимую управляющую команду. В Женеве нет японских сотрудников. Они предоставили нам самим заниматься развитием компании в соответствии с бизнес-планом. Единственное изменение связано с тем, что мы должны ежемесячно отправлять отчет в Токио. Сейчас с этим стало строже, чем раньше. В отделе бухгалтерии произошли некоторые изменения. В инженерном отделе все осталось по-прежнему. Изменения коснулись нашего филиала в США. Мы так же планируем забрать себе дистрибуцию в Японии. Поэтому объединение пошло нам на пользу. Мы стали сильнее на рынке, получаем больше заказов.

И вы, и Citizen имеете собственную производственную базу. Планируете ли вы поставлять какие-либо комплектующие в Citizen или закупать у них?

В настоящее время нет. Citizen выпускает 6 миллионов механизмов в год. Но мы и они выпускаем разную продукцию. Для их основной линейки не нужны калибры или комплектующие Swiss Made, а нам не подходит то, что делают они.

Занимаются ли Citizen какими-либо техническими разработками для вас, например, "умными часами"?

Нет. Почему они нас купили? Они сделали это, так как придерживаются мультибрендовой стратегии. Сейчас в концерн входят Citizen, Alpina, Frederique Constant, Bulova, Arnold and Son, Ateliers de Monaco. Чтобы это все было успешно, необходимо заниматься каждым брендом отдельно, сохранять индивидуальность и неповторимость каждого бренда. Citizen более ориентированы на кварц, у них нет ничего общего с Frederique Constant. Bulova - бренд который базируется в Америке и имеет черты фэшн. В Alpina, конечно, есть и кварцевые часы, но кварцевые механизмы приходят от Ronda.

Что касается Frederique Constant и "умных часов", тут все весьма интересно. Умные часы составляют 10% нашего оборота. В конце прошлого года мы представили данную модель женских часов. Сейчас мы так же представляем застежку E-Strap. Я надеюсь, вместе с этим умные часы дадут 15% оборота к концу этого года. Кроме того, для компенсации потенциального падения у нас есть новый продукт. Мы занимаемся этим совместно с MMT, но не с Citizen.

Расскажите о своем проекте "умных часов". В прошлом году вы говорили о том, что организуете новую команду программистов. Этот проект жив?

Они сейчас работают независимо, у них есть собственный разработчик, директор по продажам, гендиректор. У них есть даже стенд здесь, на выставке, в зале 2.2. Они общаются с другими брендами, не знаю, с кем. Frederique Constant и Alpina - заказчики MMT. Мы получаем от них приложения и прошивки, они настраивали железо для E-Strap и работают над двумя новыми проектами для нас. Это поможет нам с дальнейшими разработками и инновациями. Но это, в действительности, отдельная независимая единица. Они работаю не только для нас.

Почему для "умных часов" вы используете аналоговую индикацию, а не цифровую?

Мы считаем, что люди покупают часы, главным образом, из-за дизайна. Мы хотим создать такой дизайн, чтобы часы выглядели действительно как часы, а не как мини-телефон. Я не верю в такие "не совсем часы" с большую часть времени темным экраном, требующие постоянной зарядки, очень толстые и большие. Мы делаем и мужские и женские модели так, как это делается в привычной часовой индустрии. Fossil, например, выпускает 1,6 миллиона часов со стрелками. Так же, как и мы, они ясно показывают, насколько важен дизайн и привычная индикация.

В этом году вы представили абсолютно новый продукт: тестер для механических часов. Расскажите о нем.

Это маленькая прищепка, которую можно прикрепить к любым часам. Она измеряет параметры часов и отправляет результаты в телефон. Измерение проводится очень быстро. Мы хотим создавать и другие инновационные аксессуары.

В условиях современной экономики такой товар будет легко продаваться. Это «коробочный продукт», очень доступный: одна версия $129, другая - $229. И просто красивая, необычная вещь. С ее помощью можно измерять различные параметры часов (амплитуду, погрешность) и выкладывать фотографии в облако. Десятки тысяч измерений будут выложены в сети. Людям интересно наблюдать за тем, как работают их механические часы, и многие захотят иметь такие вещи у себя в коллекции. В прошлом году мы сделали пробный запуск на нашем сайте, продали 1300 штук.

Вторая ваша инновация – E-Strap, «умная застежка» для часов. Два года назад похожая идея была у Richemont. Насколько я понимаю, она не оказалась успешной.

Да, их идея не была успешной, так как устройство первого поколения было очень толстым, большим, с сырым программным обеспечением. Я беседовал с их продукт-менеджером, показывал им наше устройство, и он сказал, что Richemont вскоре выпустит новую версию. Они потерпели неудачу, но не сдались. Они приобрели главное - опыт.

Я знаю, что они выпустили 5000 штук. Устройство не пользовалось успехом, хотя, я видел их у кого-то на запястье, это была огромная коробка. Наше устройство незаметно. Оно делает обычные механические часы "умными". В нем есть отслеживание активности, мониторинг сна, "динамический тренер", облако. Если кто-то носит "умные часы" Alpina, Movado или Frederique Constant, при помощи E-Strap в конце дня может скомбинировать данные со всех устройств. Стоимость - $229, то есть не очень дорого. Значит для магазинов это хороший способ создать дополнительные продажи.

Спрос на часы не очень велик, и некоторые говорят, что часовой рынок умрет. Вы пробуете делать не только часы, но и аксессуары. Значит ли это, что через 5 лет вы вместо часов Frederique Constant будет заниматься аксессуарами?

Не думаю. Возможно, мы будем делать какие-то аксессуары в дополнение к часам. Возможно проблемы на часовом рынке связаны с тем, что на рынке очень большие нераспроданные остатки, начался демпинг. Но уже начались процессы, которые должны урегулировать эти проблемы. У Richemont Group на днях было собрание, где обсуждались вопросы возврата часов от ритейлеров и их переработки. Они планируют удалять бриллианты, заменять циферблаты, переплавлять корпуса у некоторых моделей. Компании стараются найти решения.

Все это так же связано с тем, что они были слишком напористыми. Многие их ритейлеры имеют огромные остатки. Теперь у них нет денег, так как по-прежнему должны платить по счетам большим брендам. То же самое мы видели в 2009 году после финансового кризиса. В течение года был упадок, а затем в 2010, когда все наладилось, у нас был большой прирост. Возможно, в этот раз у нас не будет такого большого роста, но мы наберем прежние обороты. Мы видим, как продажи в Китае и Гонконге начинают расти снова. Конечно, было сильное падение, на 70%, но постепенно начинается прирост.

Я не думаю, что часовая индустрия умрет. Но всем нужно быть более креативными. Нужны привлекательные цены или модели, такие как Perpetual Calendar, красивые хронографы, как Flyback, красивые "умные часы", браслеты с "умными" функциями. Если мы будем придумывать новые вещи, то покупатель будет интересоваться часовой индустрией и дальше.

Автор: Вячеслав Медведев
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: Frederique Constant