Обучать персонал бесплатно

Тренинг «Создание системы обучения персонала магазина» обещал владельцам магазинов наладить обучение персонала без затрат, собственными силами. Насколько удалось достичь цели?

И рыбку съесть…

В важности высокой квалификации продавцов для успеха часовых магазинов убеждать не нужно никого, поэтому анонс тренинга «Создание системы обучения персонала магазина» был воспринят владельцами компаний с большим интересом.

Идея мероприятия заключалась в том, чтобы дать ритейлерам своеобразную «удочку» - инструменты обучения продавцов, которые позволили бы и рыбку есть регулярно, и косточкой не подавиться: получить грамотный персонал, способный эффективно продавать, без привлечения внешних дорогих специалистов.

В предварительных заявках и анкетах участники часто указывали, что рассчитывают получить готовые методики и тесты. Поэтому первая часть тренинга, которая была посвящена определению целей обучения и созданию профиля продавца у ряда слушателей вызвала недоумение. Однако желтое «колесо компетенций», чем-то напоминающее солнышко, излучало тепло, оптимизм и настраивало на позитивный лад.

Буратино за прилавком

Второй блок тренинга оказался посвящен вроде бы далекому от обучения процессу подбора персонала. Но когда тренер – Евгения Турдакова – начала давать практические рекомендации о том, как сформировать анкету кандидата, как провести интервью, когда и какие вопросы задавать кандидату, чтобы узнать о нем всю правду, слушатели ринулись делать записи в рабочих тетрадях: многие лайфхаки действительно помогут избежать приема неподходящих людей.

Третьим этапом стала командная работа: разбившись на небольшие группы, участники разрабатывали план адаптации новичка. Здесь в полной мере стало понятно, почему тренинг начался именно с вопросов первичного отбора сотрудников: научить чему-то полено удалось лишь сказочному персонажу папе Карло, да и тому пришлось снимать много стружки, прежде чем получился Буратино. У магазина столько времени на работу с неподходящим человеком просто нет.

Позывы к обучению

«Что самое сложное в обучении персонала?» - спросила ведущая, и услышала ответ - «Заставить человека читать инструкции». Обучение взрослых действительно имеет свою специфику, о которой пошла речь дальше. Ключевым методом в магазинах является наставничество: слушатели узнали про 4 этапа цикла наставничества, разобрали алгоритм действий на каждом этапе, основные ошибки и критерии оценки новичка.

Вопросы мотивации к обучению, и отдельно мотивации были едва ли не ключевыми на тренинге. Ассортимент магазинов и рынок меняются постоянно, поэтому люди за прилавком должны учиться постоянно. Евгения Турдакова и Мария Федорова на конкретных методиках показали, как можно связать между собой два процесса: как создать у сотрудников мотивацию к обучению, и наоборот, сделать так, чтобы система обучения мотивировала к хорошей работе. Или давала абсолютно прозрачный повод для депремирования и даже увольнения человека. Некоторые участники отметили, что ряд обсуждавшихся технологий уже были им знакомы, но на семинаре предстали в новом свете. Очень высокую оценку получили предложенная техника «колеса компетентности», критерии и способы проведения оценки персонала, а также рекомендации по общению с продавцами. Удивительно простым и эффективным все назвали формат мини-тренинга, который может быть проведен в магазине непосредственно в начале рабочего дня: он одновременно позволяет дать продавцам новые навыки и повышает интерес к работе, внося в нее элемент геймификации.

Свод знаний

Час за часом накапливались знания и количество различных раздаточных материалов в руках слушателей. К концу тренинга у каждого из них собралось около 50 страниц различных анкет, методик, опросников, которые можно использовать в повседневной практической работе. Это стало возможным, потому что помимо богатого тренерского опыта ведущие имели реальный опыт работы в часовых компаниях. В финальных анкетах слушатели отмечали большое количество практических кейсов и огромную важность обмена опытом.

На тренинг пришли люди, уже имеющие значительный собственный опыт руководства и обучения людей, знакомые со многими приемами. Однако для всех оказалось очень важным то, что тренинг выстроил имеющиеся знания в стройную структуру, придал им системный характер. Очень полезным для всех было общение с коллегами из других компаний, обмен опытом и наработками. «Нужно думать. Даже имея проработанную систему работы с персоналом, подчерпнул здесь много идей, некоторые вещи планирую пересмотреть в корне» - подобные отзывы встречались во многих анкетах участников.

Вернемся к началу рассказа: можно ли получить квалифицированный персонал бесплатно? Участники тренинга поняли, что обучение персонала именно в режиме системы требует значительных усилий. Но разочарованных не было точно. По окончанию мероприятия в зале не осталось ни одной оставленной рабочей тетради и ни одного листа розданных методических материалов. Что может служить лучшим подтверждением полезности проведенного мероприятия?