Baselworld-2017: Заключение

<< Читать предыдущую часть материала

За полцены

Четвертое и, пожалуй, самое важное событие года – разворот ценового тренда. За последние 20 лет продукция большинства марок непрерывно дорожала, прайс-листы увеличились за это время в 2-2,5 раза. Например, средняя цена Tissot в начале 2000-х составляла $300, младшие модели TAG Heuer продавались за $400, прайс-лист Longines начинался от $600. За $700 можно было купить Zenith и золотые Tissot, за $1200 – Omega, а чтобы стать обладателем Rolex, достаточно было иметь чуть больше $2000. И производители с торговцами были счастливы.

В этом году поезд развернулся в обратную сторону: практически на каждом стенде с гордостью демонстрировали «коммерческие линейки». Часовщики пытаются предложить товар, который окажется по карману нынешнему клиенту. Breitling за 120 000 рублей вновь стал реальностью.

Признаюсь, я не разделяю радость производителей, представляющих подешевевшие изделия. Издержки падают медленнее спроса, и снижение цены чаще всего приводит к появлению упрощенных моделей, менее качественного товара. Плоский убогий циферблат, неприятный на ощупь браслет, откровенно дешевая застежка не видны на фото, но заметны на ощупь. В итоге они способны скорее оттолкнуть покупателя от часов, чем повысить интерес к ним. К тому же в погоне за низкой ценой компании часто забывают о необходимости маркетинговых мероприятий, а иногда подешевение достигается именно за счет отказа от рекламы.

Такая стратегия помогает получить краткосрочные продажи, но очень опасна в долгосрочной перспективе. Для покупателя самый простой способ сэкономить на часах – вообще не покупать их. В отличие от ботинок или хлеба, без них очень легко обойтись. И если не поддерживать желание иметь часы, то продажи быстро сойдут к нулю. К тому же само по себе понижение цены на 20-30% не заставит человека приобрести модель, которая не нравится визуально.

Руководители компаний понимают все это, и действуют вынужденно, ведь депрайсинг позволяет перетянуть клиентов у конкурента. Однако может оказаться, что через год волна подешевения приведет к тому, что цены опустят все. Соответственно, суммарные продажи не вырастут, выручка сократится, а полки окажутся занятыми сомнительными со всех точек зрения товарами.

Развернувшийся тренд опасен еще и потому, что начавшееся понижение цены оказывает дестимулирующее воздействие на покупателя. По-хорошему, руководителям крупнейших концернов следовало бы договориться о совместных маркетинговых шагах по поддержанию интереса к часам. Однако судя по политике тех же Richemont и Swatch Group, каждый собирается спасаться по отдельности.

Светлое пятно

Когда мы рассказывали про «технологический кластер» зала 1.1, мы не упомянули Samsung. Огромный светящийся купол с логотипом Galaxy расположился вдоль одной из стен, но был хорошо заметен с многих точек холла. Участие в Baselworld корейской компании можно считать знаковым. И вовсе не потому, что на часовую выставку пришел один из главных производителей умных часов, а в силу формата этого участия.

Три четверти пространства стенда занимали витрины, где посетители могли посмотреть гаджеты и задать вопросы консультантам. Оставшаяся четверть была отдана под зону виртуальной реальности: сделай селфи на фоне Samsung, запости в соцсети, и сможешь прокатиться на виртуальных «американских горках» или по виртуальному желобу бобслейной трассы. Специальные кресла, имитирующие вибрацию и ускорения, и VR-очки создают полную иллюзию реального приключения.

Заметили ли вы, что в описании стенда не упомянуты ресепшн и переговорные для встреч, традиционно являющхеся главной целью участия в выставке? Samsung не собирался ни с кем встречаться, договариваться о продажах или о чем-либо еще. В Базель вообще не приехало ни одного полномочного представителя компании. Корейцы пришли для того, чтобы просто показать себя: «Вот наш товар, вот будущая реальность, виртуальная, а до того, будете ли вы как-либо в этом будущем участвовать, нам дела нет».

В том, что в залах Baselworld появился «злейший друг» традиционных часов, организаторы выставки и FHS (часовая федерация Швейцарии) не видят ничего необычного. По словам президента FHS Жана-Даниэля Паши, если бы заявку подала Apple – мы бы увидели и ее стенд.

Позапрошлогодний ажиотаж на тему умных часов спал, но разработки продолжаются. О новых моделях говорилось на стенде Frederique Constant и в офисе Fossil. Casio связала свои часы со смартфоном, Seiko представила новую версию Astron, а за неделю до выставки вторую версию Connect показал TAG Heuer. В то же время, это направление уже стало объектом для шуток: Corum в качестве PR-акции выпустил часы Bubble без процессора, но с цифровой LED-индикацией и названием Disconnect. Ровно за те же 1500 франков, что и TAG Heuer.

В поисках места

Если же говорить всерьез, то появление Samsung показало, что и умные часы, и обычные ищут свое место в изменившемся мире. Что мы производим, для кого, что ищут люди в нашем продукте? Baselworld-2017 поставила вопросы, на многие из которых однозначного ответа пока нет. Четыре отмеченных нами глобальных изменения - переключение на новые группы товаров, депрайсинг, кастомизация и переход на новые технологии – уже скоро до неузнаваемости поменяют рынок. Но и они являются всего лишь попытками нащупать путь в условиях неопределенности.

Ищет свое место и сама выставка. Разговоры о том, что она умрет и т.д., сильно далеки от действительности. Конечно, с усыханием рынка масштаб мероприятия тоже изменится. С другой стороны, оно все равно останется необходимым. В этом году с выставки ушли Mondaine Group (известная нам по Luminox), International Luxury Group (Hanowa, Roamer, Swiss Military и проч.). Однако «ушли» они недалеко – в ближайшие рестораны, т.е. остались привязаны к Baselworld. В обратном направлении – из ресторана в павильоны – переехал Graham. Только находясь в рамках мероприятия можно получить новых клиентов, что сегодня необходимо каждому производителю. Об этом открыто заявил основатель Custos Сасун Сирмакес. По его словам, для его компании Baselworld даже важнее, чем проходящая в январе в Женеве WPHH, поскольку на «большую» выставку приезжает множество людей, которых нельзя охватить иначе.

Приезжают, чтобы посмотреть как изменился рынок и мир вокруг нас. Лучшего места, чем выставка, для этого пока не придумали.

Автор: Вячеслав Медведев
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: Baselworld